- Причины ДТП
- Профилактика утомляемости водителей
- Микроклимат рабочего места водителя
- Шум и вибрация на рабочем месте водителя
- Влияние расположения водителя на рабочем месте
- Организация режима труда и отдыха водителя
- Организация питания водителя
- Питьевой режим водителя
- Физические нагрузки для водителей как профилактика заболеваний
Причины ДТП
Основными причинами ДТП в Украине являются следующие:
- превышение скорости;
- нарушение правил дорожного движения;
- вождение в нетрезвом виде;
- переутомление водителей при длительной непрерывной работе;
- наличие других неблагоприятных сопутствующих факторов.
Управление автомобилем – это работа, которая требует максимальной концентрации внимания и предусматривает повышенную нагрузку на органы чувств человека.
Работа водителя представляет собой сочетание физической и умственной работы и требует от него физической и психической выносливости и приспособляемости. При этом человек не всегда находится в надлежащей физической форме и надлежащем психическом состоянии.
Профилактика утомляемости водителей
После нескольких часов работы появляются первые признаки усталости, которые, однако, еще не свидетельствуют о повышении опасности для водителя при управлении автомобилем. Некоторая усталость — это естественно. Но если время работы водителя начинает превышать установленные нормы, то повышается вероятность попасть в ДТП.
Профилактика утомления проводится по нескольким направлениям, основными из которых являются:
- обеспечение оптимальных микроклиматических условий в кабине (температура, влажность, скорость потока воздуха);
- уменьшение шума и вибрации, содержания вредных химических примесей в воздухе;
- создание дополнительных удобств на рабочем месте;
- снижение усилий, необходимых в ходе управления автомобилем, упрощение процесса управления;
- рациональная организация режима труда и отдыха водителя.
Вопросы охраны здоровья
- Медицинские осмотры работников: цель, виды, периодичность проведения
- Психофизиологическая экспертиза работников предприятий
- Расследование случаев профессиональных заболеваний
- Опасные и вредные производственные факторы
- Защита от вредных и опасных производственных факторов
- Охрана труда и температурный режим в медицинском учреждении
- Режим труда и отдыха водителей
Микроклимат рабочего места водителя
Важное значение имеют микроклиматические показатели в кабине водителя. Температура воздуха в кабине определяется температурой наружного воздуха и теплом, выделяемым двигателем.
Наиболее благоприятной является температура воздуха 18-20 °С.
Пониженная температура воздуха отрицательно влияет на работу мышц, снижает скорость и точность движений, вследствие чего водитель допускает больше ошибок.
В условиях повышенной температуры воздуха водитель быстрее утомляется, у него снижается внимание и замедляется реакция.
Нормальная влажность воздуха должна быть в пределах от 30% до 70%.
Читайте также: Оценка условий труда
Шум и вибрация на рабочем месте водителя
Неблагоприятное влияние на работоспособность человека могут оказывать также шум и вибрация.
Показатели вибрации возрастают при:
- увеличении скорости движения автомобиля;
- ухудшении состояния дорожного покрытия;
- уменьшении полезной нагрузки.
При воздействии шума и вибрации происходят следующие процессы:
- ухудшается зрительное восприятие;
- снижается внимание;
- замедляются реакции;
- снижается точность действий.
Длительное воздействие на человека шума и вибрации вызывает утомление и головную боль.
Для снижения шума и вибрации в кабине автомобиля проводятся:
- тщательная подгонка частей кабин;
- изоляция двигателей;
- звукоизоляция дверей;
- плотная подгонка стекол окон;
- амортизация подвесок и пр.
Для уменьшения колебаний кузова на некоторых автобусах применяют пневматическую подвеску колес, в которой в качестве упругих элементов служат резинокордные воздушные баллоны. Такая подвеска обеспечивает плавность хода автобуса и тем самым снижает утомляемость пассажиров и водителя.
Узнайте больше
Влияние расположения водителя на рабочем месте
Большое влияние на работу водителя оказывает его правильная посадка за рулем автомобиля, определяющая его «спокойное положение в состоянии готовности».
При правильной посадке:
- водитель должен сидеть прямо, а его спина должна полностью прилегать к спинке сиденья;
- ноги должны легко доставать до педалей;
- руки, лежащие на рулевом колесе, должны быть слегка согнуты в локтях;
- спинка сиденья должна быть под определенным наклоном, чтобы сила тяжести тела как можно более выгодно распределялась на сиденье и спинку, а мышцы бедер были максимально расслаблены. Слишком большой наклон спинки ухудшает видимость дороги и усложняет управление автомобилем.
Узнайте больше: Аттестация рабочих мест по условиям труда
Организация режима труда и отдыха водителя
Главной задачей рациональной организации режима труда водителя является достижение и поддержание в течение рабочей смены высокой эффективности труда с сохранением здоровья водителя.
Различные варианты организации труда водителя предусматривают общий месячный баланс рабочего времени 178 рабочих часов:
- при 5-дневной рабочей неделе нормальная продолжительность смены определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности с таким расчетом, чтобы общая продолжительность рабочего времени за неделю не превышала 41 час;
- при 6-дневной рабочей неделе нормальная продолжительность смены не может превышать 7 часов в обычные дни и 6 часов в предвыходные и предпраздничные дни.
Для обеспечения безопасности движения после 3 часов работы водителю необходимо сделать 15-минутный перерыв, а после трех последующих часов непрерывной работы необходимо сделать 30-минутный перерыв, чтобы отдохнуть.
Ежедневный межсменный отдых (перерыв в работе между окончанием одной смены и началом следующей) должен быть равен как минимум двойной продолжительности работы в предыдущую смену. Еженедельный непрерывный отдых при 5-дневной или 6-дневной рабочей неделе должен составлять не менее 42 часов.
Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при 5-дневной рабочей неделе устанавливается графиком работы автотранспортного предприятия. Для обеспечения непрерывной работы подвижного состава допускается предоставление водителям выходных дней в разные дни недели в соответствии с графиком сменности.
Вас также могут заинтересовать такие статьи:
- Как организовать стажировку водителей колесных транспортных средств
- Примерное положение об организации движения транспорта по территории предприятия
- Инструкция по охране трула для водителя автотранспорта категории «В»
Организация питания водителя
Правильно организованное питание имеет для водителя важное значение, так как при нарушении режима и качества питания нарушается психическая деятельность человека и быстро нарастает утомление.
Суточная калорийность пищевого рациона водителя (в среднем 3500 ккал) при 3-разовом питании ориентировочно должна распределяться следующим образом:
- завтрак – 30% суточной калорийности;
- обед – 45-50%;
- ужин – 25-20%.
В зависимости от времени года и наружной температуры калорийность распределяется следующим образом:
- в условиях жаркого климата в летнее время, когда отмечается отсутствие аппетита, калорийность обеда должна быть уменьшена до 35-40%, а калорийность ужина должна быть увеличена до 35-30%.
- в условиях холодного климата и зимой распределение суточного рациона от обычного не отличается.
В качественном отношении пищевой рацион должен содержать питательные вещества, необходимые для организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Витамины должны обязательно входить в любой рацион питания. Так, при недостатке в пище витамина А снижается способность водителя видеть предметы ночью (в сумерках). Витамин А содержится в печени трески, яйцах, коровьем масле и других продуктах. В последнее время установлено, что витамин С активно влияет на скорость реакции, что чрезвычайно важно для водителя.
Питьевой режим водителя
Большое значение для сохранения высокого уровня работоспособности водителя имеет соблюдение питьевого режима. Суточная потребность человека в воде (около 2,5 л) может изменяться в зависимости от различных условий (времени года, температуры воздуха в кабине, характера работы и др.).
Чрезмерное употребление воды водителем во время поездок приводит к:
- перегрузке организма жидкостью,
- нарушению водно-солевого баланса,
- осложнениям в работе сердца,
- снижению работоспособности.
Для утоления жажды следует пользоваться термосом с холодной водой, лучше подкисленной или минеральной. Также утолит жажду горячий чай, особенно зеленый.
Физические нагрузки для водителей как профилактика заболеваний
Малая подвижность водителя в течение длительного времени в период работы может вызывать различные функциональные нарушения, поэтому физические упражнения и занятия спортом для водителя автотранспорта имеют особое значение.
Рекомендуются:
- спортивные игры,
- легкая атлетика,
- плавание,
- утренняя гигиеническая гимнастика,
- различные физические разминки во время перевозки.
Выполнение всех профилактических мероприятий способствует улучшению состояния здоровья водителей и, как следствие, снижению уровня травматизма на дорогах.
По материалам Управления Гоструда в Николаевской области