Профилактика утомляемости водителей

RU UA
На территории Украины ежесуточно регистрируется более 400 ДТП, некоторые из них — со смертельным исходом. В данной статье рассмотрим основные причины ДТП и методы их профилактики в свете улучшения условий труда водителей.

Причины ДТП

Основными причинами ДТП в Украине являются следующие:

  • превышение скорости;
  • нарушение правил дорожного движения;
  • вождение в нетрезвом виде;
  • переутомление водителей при длительной непрерывной работе;
  • наличие других неблагоприятных сопутствующих факторов.

Управление автомобилем – это работа, которая требует максимальной концентрации внимания и предусматривает повышенную нагрузку на органы чувств человека.

Работа водителя представляет собой сочетание физической и умственной работы и требует от него физической и психической выносливости и приспособляемости. При этом человек не всегда находится в надлежащей физической форме и надлежащем психическом состоянии.

Профилактика утомляемости водителей

После нескольких часов работы появляются первые признаки усталости, которые, однако, еще не свидетельствуют о повышении опасности для водителя при управлении автомобилем. Некоторая усталость — это естественно. Но если время работы водителя начинает превышать установленные нормы, то повышается вероятность попасть в ДТП.

Профилактика утомления проводится по нескольким направлениям, основными из которых являются:

Микроклимат рабочего места водителя

Важное значение имеют микроклиматические показатели в кабине водителя. Температура воздуха в кабине определяется температурой наружного воздуха и теплом, выделяемым двигателем.

Наиболее благоприятной является температура воздуха 18-20 °С.

Пониженная температура воздуха отрицательно влияет на работу мышц, снижает скорость и точность движений, вследствие чего водитель допускает больше ошибок.

В условиях повышенной температуры воздуха водитель быстрее утомляется, у него снижается внимание и замедляется реакция.

Нормальная влажность воздуха должна быть в пределах от 30% до 70%.

Профілактика стомлюваності водіїв: організація робочих місць, режиму праці і відпочинку та правильного харчування Читайте также: Оценка условий труда

Шум и вибрация на рабочем месте водителя

Неблагоприятное влияние на работоспособность человека могут оказывать также шум и вибрация.

Показатели вибрации возрастают при:

  • увеличении скорости движения автомобиля;
  • ухудшении состояния дорожного покрытия;
  • уменьшении полезной нагрузки.

При воздействии шума и вибрации происходят следующие процессы:

  • ухудшается зрительное восприятие;
  • снижается внимание;
  • замедляются реакции;
  • снижается точность действий.

Длительное воздействие на человека шума и вибрации вызывает утомление и головную боль.

Для снижения шума и вибрации в кабине автомобиля проводятся:

  • тщательная подгонка частей кабин;
  • изоляция двигателей;
  • звукоизоляция дверей;
  • плотная подгонка стекол окон;
  • амортизация подвесок и пр.

Для уменьшения колебаний кузова на некоторых автобусах применяют пневматическую подвеску колес, в которой в качестве упругих элементов служат резинокордные воздушные баллоны. Такая подвеска обеспечивает плавность хода автобуса и тем самым снижает утомляемость пассажиров и водителя.

Влияние расположения водителя на рабочем месте

Большое влияние на работу водителя оказывает его правильная посадка за рулем автомобиля, определяющая его «спокойное положение в состоянии готовности».

При правильной посадке:

  • водитель должен сидеть прямо, а его спина должна полностью прилегать к спинке сиденья;
  • ноги должны легко доставать до педалей;
  • руки, лежащие на рулевом колесе, должны быть слегка согнуты в локтях;
  • спинка сиденья должна быть под определенным наклоном, чтобы сила тяжести тела как можно более выгодно распределялась на сиденье и спинку, а мышцы бедер были максимально расслаблены. Слишком большой наклон спинки ухудшает видимость дороги и усложняет управление автомобилем.

Профілактика стомлюваності водіїв: організація робочих місць, режиму праці і відпочинку та правильного харчування Узнайте больше: Аттестация рабочих мест по условиям труда

Организация режима труда и отдыха водителя

Главной задачей рациональной организации режима труда водителя является достижение и поддержание в течение рабочей смены высокой эффективности труда с сохранением здоровья водителя.

Различные варианты организации труда водителя предусматривают общий месячный баланс рабочего времени 178 рабочих часов:

  • при 5-дневной рабочей неделе нормальная продолжительность смены определяется правилами внутреннего трудового распорядка или графиками сменности с таким расчетом, чтобы общая продолжительность рабочего времени за неделю не превышала 41 час;
  • при 6-дневной рабочей неделе нормальная продолжительность смены не может превышать 7 часов в обычные дни и 6 часов в предвыходные и предпраздничные дни.

Для обеспечения безопасности движения после 3 часов работы водителю необходимо сделать 15-минутный перерыв, а после трех последующих часов непрерывной работы необходимо сделать 30-минутный перерыв, чтобы отдохнуть.

Ежедневный межсменный отдых (перерыв в работе между окончанием одной смены и началом следующей) должен быть равен как минимум двойной продолжительности работы в предыдущую смену. Еженедельный непрерывный отдых при 5-дневной или 6-дневной рабочей неделе должен составлять не менее 42 часов.

Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при 5-дневной рабочей неделе устанавливается графиком работы автотранспортного предприятия. Для обеспечения непрерывной работы подвижного состава допускается предоставление водителям выходных дней в разные дни недели в соответствии с графиком сменности.

Журнал предрейсового медицинского осмотра водителей: образец 2018 Вас также могут заинтересовать такие статьи:

Организация питания водителя

Правильно организованное питание имеет для водителя важное значение, так как при нарушении режима и качества питания нарушается психическая деятельность человека и быстро нарастает утомление.

Суточная калорийность пищевого рациона водителя (в среднем 3500 ккал) при 3-разовом питании ориентировочно должна распределяться следующим образом:

  • завтрак – 30% суточной калорийности;
  • обед – 45-50%;
  • ужин – 25-20%.

В зависимости от времени года и наружной температуры калорийность распределяется следующим образом:

  • в условиях жаркого климата в летнее время, когда отмечается отсутствие аппетита, калорийность обеда должна быть уменьшена до 35-40%, а калорийность ужина должна быть увеличена до 35-30%.
  • в условиях холодного климата и зимой распределение суточного рациона от обычного не отличается.

В качественном отношении пищевой рацион должен содержать питательные вещества, необходимые для организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины. Витамины должны обязательно входить в любой рацион питания. Так, при недостатке в пище витамина А снижается способность водителя видеть предметы ночью (в сумерках). Витамин А содержится в печени трески, яйцах, коровьем масле и других продуктах. В последнее время установлено, что витамин С активно влияет на скорость реакции, что чрезвычайно важно для водителя.

Питьевой режим водителя

Большое значение для сохранения высокого уровня работоспособности водителя имеет соблюдение питьевого режима. Суточная потребность человека в воде (около 2,5 л) может изменяться в зависимости от различных условий (времени года, температуры воздуха в кабине, характера работы и др.).

Чрезмерное употребление воды водителем во время поездок приводит к:

  • перегрузке организма жидкостью,
  • нарушению водно-солевого баланса,
  • осложнениям в работе сердца,
  • снижению работоспособности.

Для утоления жажды следует пользоваться термосом с холодной водой, лучше подкисленной или минеральной. Также утолит жажду горячий чай, особенно зеленый.

Физические нагрузки для водителей как профилактика заболеваний

Малая подвижность водителя в течение длительного времени в период работы может вызывать различные функциональные нарушения, поэтому физические упражнения и занятия спортом для водителя автотранспорта имеют особое значение.

Рекомендуются:

  • спортивные игры,
  • легкая атлетика,
  • плавание,
  • утренняя гигиеническая гимнастика,
  • различные физические разминки во время перевозки.

Выполнение всех профилактических мероприятий способствует улучшению состояния здоровья водителей и, как следствие, снижению уровня травматизма на дорогах.

По материалам Управления Гоструда в Николаевской области

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді