Организация режима труда и отдыха водителей
Чрезмерная продолжительность рабочего времени водителя с одновременным уменьшением периодов отдыха может привести к переутомлению, а значит увеличить риск аварий на транспорте. Именно поэтому так важно, чтобы режим работы водителей был сбалансированым, и у водителя было достаточно времени на отдых и восстановление.
Украинские законодатели позаботились о безпасности труда водителей колесных транспортных средств и прописали четкие требования к режиму работы водителей.
Нормативное регулирование
Особенности регулирования рабочего времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств и порядок его учета определены Положением о рабочем времени и времени отдыха водителей колесных транспортных средств (далее — Положение), утвержденным приказом Министерства транспорта и связи Украины от 07.06.2010 № 340.
Требования Положения распространяются на автомобильных перевозчиков и водителей, осуществляющих внутренние перевозки пассажиров и/или грузов колесными транспортными средствами.
Положение № 340 разработано в соответствии с:
- Конвенцией Международной организации труда 1979 года № 153 о продолжительности рабочего времени и периодах отдыха на дорожном транспорте;
- Европейским соглашением о работе экипажей транспортных средств, выполняющих международные автомобильные перевозки;
- Кодексом законов о труде Украины;
- Законом Украины «Об автомобильном транспорте» от 01.04.2022 № 2173-IX;
- Законом Украины «О дорожном движении» от 21.04.2022 № 2228-IX.
Последние изменения в Положение внесены приказом Министерства инфраструктуры Украины от 19.12.2022 № 947.
Безопасность дорожного движения на предприятии: какую документацию оформить
Режим труда и отдыха водителей
Под термином «рабочее время» водителя понимают время, за которое водитель обязан выполнять свои обязанности, определенные трудовым договором и правилами внутреннего трудового распорядка.
К рабочему времени водителя включаются:
- сменный период управления;
- подготовительно-заключительный период;
- время простоев не по вине водителя (в частности, когда водитель не обязан находиться на рабочем месте, но должен оставаться на связи, быть готовым ответить на любой вызов, начать или возобновить движение или выполнять другую работу);
- время простоев (в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров);
- время проведения медицинских осмотров водителя перед выездом на маршрут (в рейс) и по возвращении;
- время проведения работ по устранению технических неисправностей ТС на маршруте (в рейсе);
- время охраны ТС с грузом или без него при стоянке на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок. Конкретную продолжительность времени охраны груза и ТС, засчитываемую водителям в рабочее время, устанавливает Перевозчик по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем);
- половина времени, предусмотренного заданием на рейс междугороднего сообщения, при работе двух водителей на ТС, оборудованном спальным местом;
- другое время, предусмотренное законодательством Украины.
Рабочая смена – это период работы водителя в соответствии с графиком сменности (смена), который может быть как непрерывным, так и разделенным на части.
Рабочее время: продолжительность и особенности
Продолжительность рабочего времени водителя автотранспортного средства
Требования насчет продолжительности рабочего времени водителя соответствуют общим предписаниям трудового права. Рабочее время водителя должно составлять не более 40 часов в неделю.
Если водитель работает на условиях шестидневной рабочей недели, то продолжительность каждого отдельного рабочего дня не должна превышать 7 часов. Для автобусных маршрутов с расстоянием более 500 километров обязательно назначаются два водителя с одинаковой разбивкой времени управления транспортным средством.
Если по условиям работы не может быть соблюдена ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, работодатель может ввести схему суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала нормального числа рабочих часов.
В таком случае используется график сменности, который составляется на весь учетный период и определяет продолжительность ежедневной работы (смены), рабочих дней (смены) и выходных дней.
В случае введения для работника сменного режима работы и суммированного учета рабочего времени (ст. 61 КЗоТ) при составлении графиков сменности следует руководствоваться Методическими рекомендациями по применению суммированного учета рабочего времени, утвержденными приказом Минсоцполитики от 19.04.2006 № 138.
График сменности на учетный период доводится до сведения каждого водителя не менее чем за две недели до начала учетного периода.
В случае введения суммированного учета рабочего времени водителя нормальная продолжительность рабочего дня (смены) без учета времени перерыва не может превышать 10 часов. Продолжительность периода управления автомобилем не может превышать 56 часов в неделю и 90 часов в течение двух недель.
Ненормированный рабочий день разрешено применять для лиц, управляющих легковыми автомобилями. При этом такая работа не считается сверхурочной и не является основанием для осуществления доплат за переработанное время.
Однако в качестве компенсации за ненормированный рабочий день водителям легковых автомобилей предоставляется дополнительный отпуск и в случаях, предусмотренных законодательством, производится соответствующая оплата за степень напряженности, сложность и самостоятельность в работе. Все эти условия следует предусматривать в коллективном соглашении.
Привлечение водителей к сверхурочным работам осуществляется в соответствии со статьями 62-64 Кодекса законов о труде Украины.
Обратите внимание! Вопросы продолжительности, состава, режима и порядка учета рабочего времени в период действия в Украине правового режима военного положения регулирует Закон Украины «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» от 15.03.2022 № 2136-IX.
Если нормальная продолжительность рабочего дня охватывает длительные простои, ожидание в транспортном средстве или на рабочем месте или если водителю необходимо дать возможность доехать до соответствующего места отдыха, продолжительность рабочего дня (смены) может быть увеличена до 12 часов при условии, что время вождения в течение дня (смены) не превышает 10 часов, но не чаще двух раз в неделю, и 9 часов в другие дни.
Важно помнить, что сменный фактический период управления водителя может быть увеличен сверх нормы при возникновении непредвиденных обстоятельств (техническая неисправность ТС, остановка движения ТС в рейсе (на маршруте), неблагоприятные погодные условия, препятствие движению, отсутствие мест стоянки).
Водитель должен указать на распечатке тахографа характер и причину возникновения непредвиденных обстоятельств не позднее момента прибытия к месту стоянки.
В любом случае, продолжительность вождения в неделю, включая сверхурочные работы, не должна превышать 48 часов.
Перерывы в работе водителя автотранспортного средства
Сменный перерыв — это суммарная продолжительность перерывов за рабочий день (смену), период, в течение которого водитель не управляет автомобилем и не выполняет другую работу и который используется для отдыха.
Каждые 4 часа 30 минут водители должны делать перерыв в движении для питания или отдыха продолжительностью не менее 45 минут. Этот перерыв может быть заменен перерывом не менее 15 минут с последующим перерывом не менее 30 минут.
Продолжительность перерыва для отдыха и питания устанавливается перевозчиком по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации (профсоюзным представителем). Время начала и окончания перерыва устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка.
При осуществлении учета следует помнить, что время перерыва в рабочее время не включается.
Водители используют время перерыва по своему усмотрению. Однако водитель грузового автомобиля не должен проводить ежедневный (межсменный) отдых в кабине грузового автомобиля. Исключение – в грузовом автомобиле есть спальное место для отдыха водителя.
Режим отдыха водителей
При решении вопроса об отдыхе водителей работодатель должен исходить из следующих принципов:
- продолжительность ежедневного (межсменного) отдыха водителя в течение любого 24-часового периода, считая с начала рабочего дня (смены), должна быть не менее 11 последовательных часов;
- если в течение рабочей смены ТС управляют два водителя, у каждого водителя должен быть ежедневный отдых продолжительностью не менее 9 последовательных часов;
- в автобусе или в грузовом транспортном средстве, которым управляют два человека, необходимо установить кровать или другое специально оборудованное место для обеспечения надлежащего отдыха водителя;
- неиспользованные водителем часы отдыха за сутки не «сгорают», а суммируются и могут быть предоставлены ему позже в пределах графика сменности;
- продолжительность еженедельного отдыха должна быть не менее 45 последовательных часов;
- привлекать водителей к работе в праздничные и нерабочие дни допускается в установленном порядке, если остановка работы невозможна из-за производственно-технических условий (непрерывно действующие предприятия), а также в связи с осуществлением работ, связанных с необходимостью обслуживания населения и выполнения ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.
Водители в течение ежедневного (межсменного) отдыха должны иметь соответствующие условия для отдыха:
кровать или спальное место для отдыха | пользование туалетом | возможность питания горячими блюдами | |
Водитель автобуса | в салоне автобуса в случае, когда автобусом управляют два водителя | ||
Водитель грузового автомобіля | в кабине грузового автомобиля |
Работодателю запрещается направлять водителя в следующий рейс, если у него не было перед выездом отдыха, предусмотренного действующим законодательством Украины. Это требование содержится в п. 1.15 гл. XIIІ Правил охраны труда на автомобильном транспорте, утвержденных приказом ГСЧС от 09.07.2012 № 964.
Нарушение установленного режима труда и отдыха водителей
Органы, уполномоченные осуществлять контроль на автомобильном транспорте и в сфере безопасности дорожного движения, проводят проверку установленного режима труда и отдыха водителей в соответствии с требованиями законодательства Украины и имеют право привлекать к ответственности виновных в нарушениях лиц в установленном порядке.