Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

RU UA
Без погрузочно-разгрузочных работ невозможно представить ни один технологический процесс производства. Наиболее эффективными считаются погрузочно-разгрузочные работы с использованием средств механизации. Среди таких средств наиболее распространены погрузчики. Рассмотрим условия безопасной эксплуатации погрузчиков общего назначения, используемых при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, и проиллюстрируем образцами необходимых документов
Содержание статьи:
Общая информация и нормативное регулирование Скачать Перечень основных нормативно-правовых актов по охране труда, которые содержат требования к эксплуатации погрузчиков Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков Механизация погрузочно-разгрузочных работ в зависимости от массы груза Организация эксплуатации погрузчиков Назначение ответственного лица Допуск к управлению погрузчиком Организация погрузочно-разгрузочных площадок Проведение погрузочно-разгрузочных работ

Общая информация и нормативное регулирование

Во время погрузочно-разгрузочных работ как средства механизации могут быть использованы:

  • средства малой механизации (штабелеукладчик, ручная тележка с подъемными устройствами);
  • мобильные транспортно-подъемные машины (электро- или автопогрузчик);
  • машины нижнего транспорта (авто или электрокара, электротележка);
  • стационарные грузоподъемные механизмы (мостовой кран, кран-балка, тельфер, таль).

Для выполнения погрузочно-разгрузочных работ и внутренних складских операций чаще всего используется такое средство механизации как погрузчик – машина циклического действия, которая относится к безрельсовому транспорту, оборудована подъемным механизмом (грузоподъемником) и вилами (платформой) или одним из переменных грузозахватных приспособлений для обеспечения подъема, транспортировки, погрузки и разгрузки, штабелирования и укладки грузов (пп. 2.1.24 Правил № 308).

По функциональным признакам погрузчики подразделяют на типы, определенные Правилами № 308, а в зависимости от условий использования различными нормативно-правовыми актами погрузчики разделяют на виды, в частности:

  • сельскохозяйственный (ГОСТ 28099-89);
  • ковш (ГОСТ 28635-90);
  • строительный фронтальный одноковшовый (ГОСТ 16391-80);
  • лопаты-погрузчики (ДСТУ 3932-2000);
  • для работы в контейнерных и крытых железнодорожных вагонах (ГОСТ 27270-87);
  • общего назначения (ГОСТ 24366-80, ГОСТ 16215-80)
  • специального назначения (например, военного).

Отраслевое нормативное регулирование

Требования по безопасной эксплуатации погрузчиков конкретизируют отраслевые нормативно-правовые акты по охране труда, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ:

  • на железнодорожном транспорте – Правила № 311;
  • на автомобильном транспорте – Правила № 5;
  • на объектах оптовой торговли – Правила № 78, Правила ВР;
  • внутризаводского транспорта – Правила ВТ.

Скачать Перечень основных нормативно-правовых актов по охране труда, которые содержат требования к эксплуатации погрузчиков

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Строение, изготовление, реконструкцию, модернизацию, ремонт и эксплуатацию погрузчиков регламентировано Правилами № 308, а проведение погрузочно-разгрузочных работ – ГОСТ 12.3.009-76, ГОСТ 12.3.020-80. Безопасность эксплуатации безрельсового нижнего транспорта регулируется разделом 14 ДСТУ 30871: 2006.

Нормы эксплуатации погрузчиков в зависимости от их видов определены следующими нормативно-правовыми актами:

  • ДСТУ 31203:2006 – для погрузчиков с платформой с большой высотой подъема;
  • ДСТУ 30867:2006 – для погрузчиков, работающих с наклоненным вперед грузоподъемником;
  • ДСТУ 8813:2003 – для погрузчиков землеройных, оборудованных боковой стрелой;
  • ДСТУ 7546:2003 – для погрузчиков землеройных с нагрузкой спереди.

Механизация погрузочно-разгрузочных работ в зависимости от массы груза

При технологических процессах работы по перемещению грузов должны быть механизированы, если груз:

  • массой более 20 кг перемещают на расстояние более 25 м (пп. 3.3.2, 3.3.3 ГОСТ 12.3.020-80);
  • массой более 30 кг (пп. 17.2.4 Правил № 5);
  • массой более 50 кг (пп. 10.1.5 Правил № 78).

Арбитром в вопросе предельной массы грузов, при которой необходимо механизировать погрузочно-разгрузочные работы, выступает Гигиеническая классификация труда, в таблице 12 которой указано, что перемещение грузов мужчинами вручную массой более 30 кг принадлежит к вредным условиям труда и оценивается как 3 класс 1-й степени, а свыше 50 кг – 3 класс 2-й степени.

Каждый погрузчик подлежит обязательной государственной сертификации

в порядке, определенном Правилами обязательной сертификации подъемных сооружений, утв. приказом Госстандарта от 24.01.1997 № 37 Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации в Украине, утв. приказом Госпотребстандарта от 01.02.2005 № 28

Организация эксплуатации погрузчиков

Эксплуатация погрузчика – это стадия жизненного цикла погрузчика, в течение которой реализуют, поддерживают и восстанавливают его качество.

Эксплуатация охватывает этапы:

  • ввода в эксплуатацию,
  • использования по назначению,
  • хранения в процессе эксплуатации,
  • технического обслуживания,
  • ремонта,
  • прекращения эксплуатации,
  • списания (передачи, утилизации, уничтожения).

Форма Акта государственного технического осмотра технологического транспортного средства (оформляется при проведении регистрации, перерегистрации, временной регистрации и снятии с учета погрузчика)

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Назначение ответственного лица

Предприятие, эксплуатирующее погрузчики, должно назначить лицо, ответственное за техсостояние и безопасное проведение работ погрузчиками, а также персонал, которое будет заниматься обслуживанием и ремонтом погрузчиков. При этом номер и дата приказа о назначении ответственного лица, его должность, фамилия, имя, отчество и его подпись обязательно заносятся в паспорт погрузчика (пп. 7.4.2 Правил № 308).

Допуск к управлению погрузчиком

К управлению погрузчиком допускается лицо, прошедшее в установленном порядке медосмотр, специальное обучение и инструктаж по вопросам охраны труда, а также имеет удостоверение на право управления этой машиной.

Водитель электропогрузчика также должен иметь I квалификационную группу по электробезопасности, а при выполнении работ в электроустановках (открытом распределительном оборудовании, охранной зоне воздушных линий электропередачи) – II группу по электробезопасности (пп. 7.4.7, 7.4.8 Правил № 308). В случае привлечения водителя погрузчика для выполнения работ по зарядке и замене аккумуляторных батарей, он должен пройти дополнительное специальное обучение.

Форма Акта государственного технического осмотра технологического транспортного средства (оформляется при проведении ежегодного государственного технического осмотра погрузчика)

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Водитель погрузчика допускается к перевозке опасных грузов после прохождения специального обучения в соответствии с требованиями Порядка № 604.

Погрузчик должен быть оснащен рабочей оснасткой согласно требованиям эксплуатационной и организационно-технологической документации. При наличии в рабочей зоне освещения ниже 32 лк на погрузчике должно предусматриваться дополнительное освещение (пп. 7.5.6 Правил № 308, пп. 14.1.5.3 ДСТУ 30871:2006).

Заправка горючим автопогрузчика и зарядка его аккумуляторных батарей осуществляется в специально предназначенных для этого местах с запретом курения и использования открытого огня. Во избежание несанкционированного управления пульт управления электропогрузчиком оборудывается индивидуальным контактным замком с ключом (ключом маркой) или другим устройством (например, включаемого введением PIN-кода), исключающие подачу напряжения на погрузчик (пп. 4.13.11 Правил № 308).

Пример оформления Акта проверки технического состояния и комплектности машины

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Организация погрузочно-разгрузочных площадок

Погрузочно-разгрузочные работы могут выполняться как на стационарных площадках, так и на рампе.

Погрузочно-разгрузочные работы на стационарных площадках

Работы на стационарных погрузочно-разгрузочных площадках проводятся согласно организационно-технологической документации (проект производства работ; технологическая карта; технологическая схема; карты-схемы размещения грузов по определению проходов, проездов, мест разгрузки и зон действия подъемно-транспортных машин) под руководством лица, ответственного за безопасное производство погрузочно-разгрузочных работ.

Движение погрузчика на погрузочно-разгрузочных площадках должно осуществляться в пределах транспортных полос, имеющих твердое и ровное покрытие. Минимальное расстояние проезда между стенами, оборудованием и штабелями должно быть не менее 0,8 м (пп. 10.3.13 Правил № 78). Хотя пунктом 3.9 Правил № 311 установлено, что расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м.

Пример оформления Годового плана технического обслуживания и ремонта машин

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Допускается выполнение работ на краю уклона или платформы на расстоянии не менее ширины колеса погрузчика, где маневрирование погрузчика осуществляется осторожно (пп. 7.5.32 Правил № 308).

Движение на наклонных поверхностях (пандусах) погрузчика с грузом осуществляется следующим образом: съезд – задним ходом, заезд – передним ходом. Ширина пандусов для нижнего транспорта должно быть на 0,6 м больше ширины погрузчика. Согласно пп. 6.4.10 Правил № 78 уклон пандуса следует определять в зависимости от типа транспортных средств, но не более 16% в закрытых помещениях и не более 10% – снаружи здания. При наличии на постоянных проездах подъемов более 10% или других опасных мест (например, ограничений по высоте) предусматривается устройство на видном месте предупредительных надписей (пп. 14.1.5.1 ДСТУ 30871: 2006).

Пример оформления Журнала первичного текущего учета наработки машин

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Погрузочно-разгрузочные работы на рампе

В соответствии с подпунктами 6.4.7, 6.4.8 Правил № 78 рампа со стороны подъезда автомобиля должна быть оборудована отбойным брусом, что ограничивает задний ход автомобиля, и откидным (съемными) колесоотбойным брусом, что предотвращает падение погрузчика на участках рампы, свободных от транспорта. При этом размер (сечение) колесоотбойного бруса на рампе должен быть 150×150 мм. Высота грузовой платформы (рампы) для автотранспорта должно быть 1,2 м от поверхности погрузочно-разгрузочной площадки, а для железнодорожного транспорта – 1,4 м от уровня головки рельса.

Ширина рампы определяется с учетом грузооборота, а именно:

  • при одностороннем движении – не менее 3,5 м (пп. 6.4.5 Правил № 78);
  • при двустороннем движении – не менее 6 м (пп. 6.4.5 Правил № 78);
  • в новостроящихся складах – не менее 3 м от железнодорожного пути и не менее 1,5 м от подъезда автотранспорта (п. 3.31 Правил № 311).

Если между вертикальными уровнями проезжей части (например, между рампой и железнодорожным вагоном) разница, следует использовать специальный передвижной мостик (настил) соответствующей прочности, надежно закрепленный к поверхности, исключающей возможность скольжения колес погрузчика. Специальный мостик должен иметь ручки или другие эффективные средства для его безопасного перемещения, обеспечиваться бортиками, предотвращающими выход погрузчика за пределы мостика (пп. 14.1.5.2 ДСТУ 30871: 2006).

Проведение погрузочно-разгрузочных работ

Во время погрузочно-разгрузочных работ масса перемещаемого груза не должна превышать допустимую грузоподъемность для конкретного типа погрузчика.

Установка ширины грузовых вил осуществляется в соответствии с шириной груза при нахождении вил на расстоянии 0,3 м от конца вил до штабеля /груза (пп. 7.2.25 Правил № 308, пп. 14.2.2.4 ДСТУ 30871: 2006). Груз располагают равномерно на вилах вплотную к вертикальной раме грузоподъемника, не допуская свеса груза более чем на 1/3 длины вил. С целью предотвращения опрокидывания погрузчика наклон вил с поднятым грузом проводится при наличии опоры под вилами.

Во время движения выли должны находиться на высоте от дорожного покрытия:

  • для погрузчиков на грузошинах – не менее 0,25 м;
  • на пневматических шинах – не менее 0,5 м.

Во время движения погрузчика подъема груза не допускается. Подъезд к месту погрузки (разгрузки) осуществляется на низкой передаче. Тарно-штучные грузы перевозятся на поддонах или другой специальной таре, что исключает выпадение или высыпания груза при его перемещении. Во время выполнения работ по штабелированию грузов на высоте (с высокими и штучными грузами) погрузчик должен быть оборудован защитным навесом над головой водителя погрузчика и защитной рамкой на плите грузоподъемника. Груз может кантоваться специальным кантователем, который навешивается на каретку погрузчика.

Пример оформления Журнала учета технических обслуживаний и ремонтов машин

Правила устройства и безопасной эксплуатации погрузчиков

Водителю погрузчика запрещается:

  • поднимать груз при отсутствии под ним просвета для свободного прохода грузовых вил;
  • перемещать груз волоком или толканием;
  • увеличивать массу противовеса за счет другого груза или людей;
  • оставлять машину при поднятом грузе;
  • допускать нахождение людей под поднятым грузом;
  • укладывать груз грузоподъемным механизмом непосредственно на вилы.

Водитель погрузчика должен предотвращать создание дополнительных динамических нагрузок путем резкого переключения органов управления погрузчиком и использовать инвентарные грузозахватные приспособления согласно организационно-технологической документацией. Погрузчик нельзя использовать не по назначению и при наличии неисправностей.

При движении с места или задним ходом в местах скопления людей водитель погрузчика должен подавать звуковой сигнал. В рабочей зоне погрузчика не должно посторонних лиц.

Следует отметить, что безопасность погрузочно-разгрузочных работ определяется уровнем безопасности используемых средств производства и профессиональной подготовкой привлеченных лиц. Использование подъемно-транспортных механизмов в неудовлетворительном техническом состоянии и привлечение работников без достаточной профподготовки уменьшают эффективность проведения погрузочно-разгрузочных работ.

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді