Содержание статьи
Общая информация и законодательное регулирование
В соответствии со статьей 13 Закона Украины «Об охране труда» от 14.10.1992 № 2694-XII работодатель, в частности, обязан разрабатывать и утверждать положения, инструкции, другие акты по охране труда, действующие в пределах предприятия и устанавливающие правила выполнения работ и поведения работников на территории предприятия, в производственных помещениях, на строительных площадках, рабочих местах в соответствии с нормативно-правовыми актами по охране труда.
К нормативным документам по охране труда, разработанным на предприятии, в частности, относятся:
- инструкции по охране труда (по профессиям и видам работ);
- приказы (о проведении, результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, о назначении ответственных лиц, о допуске к стажировке и т.п.);
- ряд локальных положений (Положение о комиссии по вопросам охраны труда предприятия, Положение об обучении, инструктаже и проверке знаний по вопросам охраны труда, Положение о службе охраны труда предприятия и т.п.) и др.
Ввиду того, что внутренние (локальные) нормативные акты (приказы, положения, инструкции, перечни и т.д.) имеют значение для организации охраны труда на предприятии, с целью обеспечения юридической силы этих документов установлены определенные требования к их составлению и оформлению.
Прежде всего, одним из основных требований при составлении локальных документов по охране труда является их соответствие положениям законодательства Украины, требованиям государственных межотраслевых и отраслевых нормативных актов по охране труда – правил, норм, стандартов, других нормативных и организационно-методических документов по охране труда, на основе которых разрабатывают нормативные акты предприятия.
Именно для того, чтобы оценить целесообразность создания документа и его обоснованность, проанализировать на соответствие законодательству, осуществляется согласование проекта документа.
Внешнее и внутреннее согласование проекта локального нормативного акта
Существует два вида согласования локального нормативного документа: внешнее и внутреннее.
Внешнее согласование документа производится за пределами предприятия с другими учреждениями и организациями, характерное для органов государственной власти, местного самоуправления. Согласование проектов локальных документов предприятия с общественными организациями предприятия (например, с профсоюзным комитетом) также относится к внешнему согласованию.
Более распространенным в управленческой деятельности является внутреннее согласование, осуществляемое на предприятии должностными лицами, к компетенции которых относятся вопросы, затронутые в подготовленном проекте документа (согласование проекта локального акта по охране труда также является внутренним).
Требования к визированию локального нормативного акта
Внутреннее согласование оформляют с помощью такого реквизита как виза документа. То есть после разработки проекта документа он подается соответствующим работникам предприятия на визирование (утверждение).
Порядок визирования локальных документов, в т. ч. перечень лиц, с которыми должен быть согласован документ перед его представлением на подписание или утверждение, должен быть определен в соответствующем разделе инструкции по делопроизводству предприятия. Место проставления визы, ее составные части определены в следующих законодательных актах:
- ДСТУ 4163-2003 «Государственная унифицированная система документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»;
- Постановление Кабмина от 17 января 2018 № 55 «Некоторые вопросы документирования управленческой деятельности».
Оформление визы
Визу размещают на лицевой стороне последнего листа документа, а в случае отсутствия места – на оборотной стороне последнего листа.
Виза содержит личную подпись, инициалы и фамилию лица, визирующего, дату визирования. На документе одновременно может быть несколько виз.
Кроме того, учитывая важность документов по охране труда, в состав реквизитов визы также следует добавлять название должности работника, который визирует документ:
Начальник отдела охраны труда
Петренко П. Г. Петренко
30.09.2016
Охрана труда на предприятии
Визы специалистов по юридическим вопросам
При подготовке любого документа, а особенно документа по охране труда, важное значение имеет соблюдение юридических норм. Провести основательный анализ проекта документа на соответствие нормативно-правовым актам могут специалисты по юридическим вопросам. Как правило, это работники юридических структурных подразделений. Они визируют большинство документов, создаваемых на предприятии и имеющие организационно-распорядительный и нормативный характер.
К сожалению, не на каждом предприятии в штате предусмотрена должность специалиста-юриста, не говоря о самостоятельном структурном подразделении, отвечающим за юридическое обслуживание предприятия. В таком случае советуем обратиться за помощью к специалистам юридических компаний. Так, на условиях договора на юридическое обслуживание они могут предоставлять услуги:
- по разработке и экспертизе внутренних локальных нормативных актов предприятия (положений, правил, инструкций, приказов и т.п.);
- проводить юридическую экспертизу проектов документов.
Согласование локальных нормативных актов по охране труда предприятия: следует ли согласовывать с юрисконсультом? Детальный анализ от эксперта.
Для выполнения этой работы можно привлечь юриста по договору подряда. Обращаем внимание, что право представителей юридической фирмы или привлеченных юристов визировать проекты локальных документов конкретного предприятия должно быть предусмотрено в заключенном с ними договоре.
Виза юриста, не находящегося в трудовых отношениях с предприятием, отмечается на документе следующим образом:
Юрист (по договору)
Добрый Р. В. Добрый
22.09.2016
Если предприятие по каким-то причинам не может заключить договор (или договор подряда) на юридическое обслуживание, а в штате предприятия есть работник, который имеет юридическое образование (соответствующую подготовку по специальности «правоведение»), то полномочия по правовой экспертизе подготовленных проектов приказов или иных документов, в т. ч. право визирования проектов, может быть по решению руководителя предоставлено этому работнику. При этом данные полномочия в соответствии с трудовым законодательством должны быть прописаны в должностной инструкции работника.
Документы по охране труда
Особенности визирования документов по охране труда
Порядок визирования документов по охране труда должен быть отражен в инструкции по делопроизводству предприятия. Эти требования являются обязательными и при подготовке приказов, касающихся вопросов охраны труда, пожарной безопасности и тому подобное.
В зависимости от содержания приказы по вопросам охраны труда, в частности, могут визировать:
- руководитель службы охраны труда (лицо, ответственное за охрану труда);
- руководитель юридической службы (работник данной службы, которому предоставлено право визировать проекты приказов);
- главный бухгалтер (если проектом приказа предусмотрено расходование средств или материальных ресурсов);
- главный инженер;
- главный энергетик;
- руководители структурных подразделений предприятия (если вопросы, поднимаемые в приказе, касаются их деятельности).
Проект приказа также обязательно визирует должностное лицо, на которое возложен контроль выполнения приказа.
Следует иметь в виду, что значительная часть организационных документов по вопросам охраны труда утверждается на предприятии распорядительными документами в соответствии с полномочиями руководящих органов предприятия, предусмотренными уставом предприятия или положением о нем, а именно: приказом руководителя или решением коллегиального руководящего органа предприятия – правления, дирекции, совета.