Об отдельных вопросах коллективно-договорного регулирования

Письмо Министерства социальной политики Украины «Об отдельных вопросах коллективно-договорного регулирования».

Письмо Министерства социальной политики Украины «Об отдельных вопросах коллективно-договорного регулирования» от 31.07.2013 № 8422/0/14-13/18.


Относительно отказа в регистрации коллективного договора

Постановление Кабинета Министров Украины «О порядке уведомительной регистрации отраслевых и региональных соглашений, коллективных договоров» от 05.04.1994 № 225 утратило силу 28.02.2013 на основании постановления Кабинета Министров Украины «О порядке уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров» от 13.02.2013 № 115.

Проведение уведомительной регистрации коллективных договоров регулирует Порядок уведомительной регистрации отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров, утвержденный постановлением Кабинета Министров Украины от 13.02.2013 № 115 (далееПорядок).

В соответствии с указанным Порядком уведомительная регистрация проводится с целью удостоверения аутентичности экземпляров и копии представленных на регистрацию отраслевых (межотраслевых) и территориальных соглашений, коллективных договоров для обеспечения возможности учета их условий при рассмотрении уполномоченными органами трудовых споров (индивидуальных и коллективных), которые могут возникнуть по результатам выполнения условий таких соглашений (договоров).

Пунктами 2 и 3 указанного Положения поручено местным органам исполнительной власти и рекомендовано органам местного самоуправления в пределах полномочий рассматривать коллективные договоры относительно соответствия законодательству и в случае выявления нарушений предоставлять рекомендации относительно их устранения.

В соответствии с пунктом 5 Положения сторонам коллективного договора может быть отказано в уведомительной регистрации только в случае, если представленные на регистрацию экземпляры договора не являются аутентичными.


Относительно обязательности заключения коллективного договора

Относительно статьи 65 Хозяйственного кодекса Украины отмечаем, что в соответствии со статьей 4 данного Кодекса он не регулирует трудовые отношения. Хозяйственный кодекс определяет основные начала хозяйствования в Украине и регулирует хозяйственные отношения <...>.

Правовые начала разработки, заключения и исполнения коллективных договоров определяет Закон Украины «О коллективных договорах и соглашениях» (далееЗакон), который согласуется с положениями ратифицированных Украиной конвенций и принятых рекомендаций Международной организации труда.

Конвенцией МОТ № 98, Европейской социальной хартией (пересмотренной), ратифицированными Украиной, предусмотрено ведение переговоров на добровольных началах между работодателями или организациями работодателей и организациями работников с целью регулирования условий труда с помощью коллективных договоров.

В соответствии со статьей 3 Закона коллективный договор заключается между работодателем, с одной стороны, и одним или несколькими профсоюзными органами, а в случае отсутствия таких органов — представителями работников, избранными и уполномоченными трудовым коллективом, с другой стороны.

Порядок ведения переговоров по вопросам разработки, заключения или внесения изменений в коллективный договор определяется его сторонами. Содержание коллективного договора определяется сторонами в пределах их компетенции (ст. 7, 10 Закона).

Одновременно за уклонение от участия в коллективных переговорах предусмотрена ответственность. На лиц, которые представляют работодателей или профсоюзы либо другие уполномоченные трудовым коллективом органы и уклоняются от участия в переговорах относительно заключения, изменения или дополнения коллективного договора, либо умышленно нарушили срок, определенный частью третьей статьи 10 данного Закона, либо не обеспечили работу соответствующей комиссии в определенные сторонами сроки, налагается штраф до десяти необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, и они несут также дисциплинарную ответственность вплоть до увольнения с должности (ст. 17 Закона).


Относительно сферы действия Генерального соглашения

Генеральное соглашение заключается на национальном уровне.

В соответствии со статьей 9 Закона положения генерального соглашения действуют непосредственно и являются обязательными для всех субъектов, пребывающих в сфере действия сторон, подписавших соглашение.

Работодатели и первичные профсоюзные организации не являются непосредственными участниками переговоров относительно заключения генерального соглашения, их интересы представляют субъекты сторон, заключивших соглашение.

В настоящее время является действующим Генеральное соглашение о регулировании основных принципов и норм реализации социально-экономической политики и трудовых отношений в Украине на 2010-2012 годы.

Указанное Генеральное соглашение заключено между Стороной собственников в лице Кабинета Министров Украины и Совместного представительского органа стороны работодателей на национальном уровне, с одной стороны, и Стороной профсоюзов в лице Совместного представительского органа всеукраинских профсоюзов и профсоюзных объединений для ведения коллективных переговоров и социального диалога на национальном уровне, с другой стороны.

Перечень субъектов сторон, заключивших Генеральное соглашение, приведен в Приложениях 1 и 2 к соглашению.

Следовательно, если предприятие было представлено уполномоченными представителями со стороны работодателя и стороны работников при заключении генерального соглашения, то для него будет обязательным соблюдение его норм и положений.

Вместе с тем указываем, что Минсоцполитики не наделено полномочиями относительно толкования правовых норм и их практического применения.

Официальное толкование законов Украины дает Конституционный Суд Украины (ст. 147 Конституции Украины).

Статичний блок для новин

Статті за темою

Усі статті за темою

Наказ про створення служби охорони праці

Під час створення на підприємстві служби охорони праці та призначення відповідальної особи за стан охорони праці вам знадобиться наказ про створення служби охорони праці. У статті ви знайдете приклад такого наказу та матимете змогу скачати його.
23667

Температурний скринінг працівників: як запровадити

Проведення температурного скринінгу працівників — обов’язкова процедура профілактичних заходів. Як організувати температурний скринінг на підприємстві, хто має контролювати його та як скласти наказ про запровадження температурного скринінгу — відповідає експерт.
36704

Як безпечно експлуатувати генератори електричної енергії

Масове використання генераторів стало новою українською реальністю. У статті розповідаємо про переваги різних видів генераторів, як організувати їх безпечну роботу й подбати про пожежну безпеку та які вимоги до обслуговувального персоналу
10532

Охорона праці жінок в Україні

Якими нормами законодавства урегульована охорона праці жінок на підприємстві у мирний та воєнний час? Що потрібно знати про особливості роботи жінок з вантажами, роботу жінок у нічний час, про нюанси працевлаштування та звільнення жінок? Детально про трудові права жінок — у статті.
32674

Інструктажі з пожежної безпеки: види, порядок проведення

Інструктажі з питань пожежної безпеки — один із найбільш ефективних заходів забезпечення пожежної безпеки на підприємстві. Зі статті ви дізнаєтеся про види протипожежних інструктажів, періодичність проведення інструктажів з пожежної безпеки та перевірку набутих знань.
163632

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді