Правила безопасного выполнения дорожных работ

Автор
головний державний інспектор Головного управління Державної служби України з питань праці у Київській області, експерт з питань охорони праці
В статье эксперт рассказывает, как организовать выполнение дорожных работ так, чтобы не подвергнуть опасности работников. В частности, вы узнаете о технических средствах организации дорожного движения и порядке их установки, требованиях безопасности при ремонте дорожного покрытия и о факторах, влияющих на организацию дорожных работ.
Содержание статьи:
Нормативное регулирование Требования к организации дорожных работ Требования безопасности при ремонте дорожного покрытия Организация работ по ремонту канализационной сети на проезжей части

 

 

К дорожным относятся работы, во время которых строят, реконструируют, ремонтируют или содержат автомобильные дороги (улицы), искусственные сооружения, сооружения дорожного водоотвода, инженерного обустройства; устанавливают (ремонтируют, заменяют) технические средства организации дорожного движения (п. 1.10 ПДД, утвержденных постановлением КМУ от 10.10.2001 № 1306; далее — Правила дорожного движения).

безпечне виконання дорожніх робіт

Как организовать стажировку водителей транспортных средств

Нормативное регулирование

Как проводить ремонт и содержать автомобильные дороги общего пользования и дорожные объекты, определяют базовые нормативно-правовые акты:

  • Закон Украины «О дорожном движении» от 30.06.1993 № 3353-XII (далее — Закон «О дорожном движении»);
  • Правила дорожного движения;
  • Единые правила ремонта и содержания автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правила пользования ими и охраны, утвержденные постановлением КМУ от 30.03.1994 № 198 (далее — Правила № 198).

Правила использования, ремонта и содержания частных и ведомственных дорожных объектов и правила их охраны устанавливают владельцы этих объектов. Они согласовывают правила с уполномоченными подразделениями Национальной полиции (п. 1 Правил № 198).

Ремонтируют и содержат дорожные объекты (кроме железнодорожных переездов), находящиеся в общегосударственной собственности, дорожно-эксплуатационные организации, принадлежащие к сфере управления Государственного агентства автомобильных дорог Украины (далее — Укравтодор), а находящиеся в коммунальной собственности — соответствующие коммунальные дорожно-эксплуатационные организации (п. 2 Правил № 198).

Проектируют и строят новые, проводят реконструкцию и капитальный ремонт существующих улиц и дорог городских и сельских населенных пунктов в соответствии с ДБН В.2.3-5:2018 «Сооружения транспорта. Улицы и дороги населенных пунктов» (не распространяются на автомобильные дороги общего пользования) и ДБН В.2.3-4:2015 «Сооружения транспорта. Автомобильные дороги (распространяются на автомобильные дороги общего пользования).

Как ремонтировать и содержать улицы и дороги населенных пунктов (за исключением автомобильных дорог общего пользования) регламентируют Технические правила ремонта и содержания улиц и дорог населенных пунктов, утвержденные приказом Минрегиона от 14.02.2012 № 54 (далее — Правила № 54).

Технические требования к ремонту и содержанию городской улично-дорожной сети устанавливают Технические правила ремонта и содержания городских улиц и дорог КТМ 204 Украины 010-94, утвержденные Госжилкоммунхозом от 27.12.1994.

Требования безопасности, охраны труда определяют Правила охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, утвержденные приказом Госгорпромнадзора от 28.12.2009 № 216 (НПАОП 63.21-1.01-09).

Як організувати безпечне виконання дорожніх робіт  Как использовать ограждающие средства во время работ на дорожных объектах

Требования к организации дорожных работ

Владельцы дорог или органы, содержащие автомобильные дороги, вправе потребовать от пользователей соблюдения законодательных и нормативных актов дорожного движения, правил ремонта и содержания дорог, правил пользования дорогами и дорожными сооружениями. Если работы в полосе отвода автомобильной дороги угрожают безопасному или бесперебойному движению транспорта и пешеходов, движение закрывают или ограничивают. Соответствующий дорожный орган, а в городах — служба местного государственного органа исполнительной власти и местного самоуправления — выдает по этому поводу ордер и согласовывает его с Национальной полицией. В ордере излагают условия запрета или ограничения движения, порядок информирования об этом участников дорожного движения, меры безопасности дорожного движения и сроки проведения работ (ст. 24, 26 Закона «О дорожном движении»).

Схемы организации дорожного движения

Исполнитель работ определяет технологические особенности и сроки проведения дорожных работ, схему организации дорожного движения (далее — ОДР), необходимость строительства объезда, технические средства защиты участка проведения работ, в том числе передвижные знаки опасности. Если работы проводят в темное время суток, участок следует обеспечить искусственным освещением (п. 7.1 СОУ 45.2-00018112-006:2006).

Место работ на участке дороги исполнитель работ ограждает и оснащает техническими средствами согласно временной типовой или временной индивидуальной схеме ОДР. Ее определяют в проектно-технологической документации на реконструкцию или ремонт участка дороги, ордере или разрешении, который исполнитель работ получает от владельца дороги или уполномоченного им органа.

Участки дороги, на которых выполняют аварийные работы, работы по текущему ремонту и содержанию дорог, ликвидации недостатков эксплуатационного состояния, а также операционный контроль качества работ, обустраивают по временным типовым схемам ОДР. Образцы типовых схем ОДР приведены в приложении А СОУ 45.2-00018112-006:2006.

Если условия выполнения работ или условия движения не соответствуют ни одной из типовых схем, владелец дороги (уполномоченный им орган) разрабатывает временную индивидуальную схему ОДР и согласовывает ее с местным органом Государственной автомобильной инспекции (п. 4.1 СОУ 45.2-00018112-006:20).

Технические средства и порядок их установки

К временным техническим средствам ОДР относятся:

  • передвижной знак-сигнализатор опасности;
  • дорожные знаки;
  • разметка;
  • светофоры.

Чтобы определить участок дороги, где проводят дорожные работы, работники используют предупреждающий знак «Дорожные работы» (пп. 1.37 п. 1 разд. 33 ПДД) и другие дорожные знаки согласно ДСТУ 4100:2014 «Знаки дорожные. Общие технические условия. Правила применения».

На участках работ также используют дорожное временное ограждение:

  • щиты ограждающие;
  • барьеры ограждающие и поперечные;
  • вехи и конусы направляющие;
  • ленты и шнуры сигнальные (ДСТУ 7168:2010 «Безопасность дорожного движения. Ограждения дорожные временные. Общие технические условия»).

Для пешеходов при необходимости оборудуют временные мостики, ширина которых должна быть не менее 1 м, высота перил — 1 м (п. 5.7 СОУ 45.2-00018112-006:2006).

Транспортные и технические средства ОДР исполнители работ устанавливают на обочине или разделительной полосе в направлении выполнения работ на расстоянии 30-40 м от их начала. Разгружают временные технические средства ОДР по мере их установки. Прежде всего, устанавливают самые отдаленные предварительные и информационно-указательные временные дорожные знаки на обочине (ДСТУ 4100:2014), затем — в непосредственной близости на проезжей части и обочине.

 

Далее обустраивают знаками объезды (при их наличии), устанавливают поперечные и продольные временные ограждения, пешеходные мостики (при необходимости), светофоры и т.д. Последними устанавливают дорожные знаки на обочине полосы противоположного направления.

Знак опасности перемещают на новое место в пределах обозначенной конусами или вехами полосы движения, на которой выполняются работы. Его размещают на расстоянии 30-50 м от места непосредственного выполнения работ (п. 7.3.5 СОУ 45.2-00018112-006:2006).

Як організувати безпечне виконання дорожніх робіт Тест-рисунок. Нарушение норм охраны труда при ремонте автодороги

Во время работ по содержанию, ремонту, выполнению натурных испытаний или исследований дорожного покрытия машину прикрытие не устанавливают. Но ее обязательно необходимо установить, когда наносят дорожную разметку. Согласно схеме ОДР А.7, расстояние между машиной прикрытия и началом участка работ составляет 10–15 м.

На машинах и механизмах должны быть включены проблесковые маячки желтого (оранжевого) цвета. Важно, чтобы их габариты не выходили за пределы огражденной зоны работ. Правила запрещают производить ремонт и техническое обслуживание дорожных машин и механизмов в зоне работ.

В темное время суток или при тумане нужно установить поперечные барьеры и вехи направляющие на расстоянии 10–15 м друг от друга, оборудовать их включенными фонарями красного цвета. Места работ освещают с двух сторон фонарями верхнего света, которые создают освещенность не менее 10 лк. Проследите, чтобы работники проложили электрические провода так, чтобы сделать невозможным наезд и касание транспорта, технологических машин и механизмов, и чтобы они не мешали движению пешеходов и работе на дороге.

После окончания смены работники переставляют дорожные машины и оборудование на площадку за пределами земляного полотна. Нетранспортабельные машины, механизмы в темное время суток размещают за пределами проезжей части дороги и ограждают по схеме ОДР А.16. Во избежание аварийных ситуаций руководители работ должны предусмотреть не менее двух комплектов автономного питания для сигнальных фонарей на случай, если их отключат от основной системы питания.

После реконструкции или ремонта на участке дороги рабочие убирают остатки строительных материалов и мусора, устанавливают постоянные дорожные знаки в соответствии с проектом или схемой ОДР для соответствующего участка дороги. Отходы производства собирают и вывозят в место их организованного складирования или включают в производственный цикл (п. 9.9 СОУ 45.2-00018112-006:2006).

В последнюю очередь убирают съезды и выезды с дороги на объезд, снимают временные технические средства ОДР в обратной последовательности их установки.

Движение транспорта после реконструкции или капитального ремонта восстанавливают на определенном участке дороги после передачи его по акту предприятию, которое содержит дорогу (п. 7.4 СОУ 45.2-00018112-006:2006).

Пока акт не подписан, за безопасность движения на участке дороги отвечает прораб предприятия, выполнявшего работы (п. 4.7 СОУ 45.2-00018112-006:2006).

Скачайте список основной документации по безопасности дорожного движения на предприятии

Требования безопасности при ремонте дорожного покрытия

На каждом этапе ремонтных работ работники должны знать и выполнять определенные требования безопасности, определяемые главой 6 раздела III Правил охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог, утвержденных приказом Госгорпромнадзора от 28.12.2009 № 216 (НПАОТ 63.21-1.01-0. Рассмотрим наиболее типичные из них.

Если при ремонте применяют передвижную авторемонтную машину, то после погрузки асфальтобетонной смеси люк бункера нужно закрыть. Передвижную электростанцию ​​устанавливают так, чтобы она не препятствовала передвижению работников и заземлялась в соответствии с нормативными требованиями.

Когда применяются авторемонтные машины, оборудованные пневматическим инструментом, котлами для подогрева битума и мешалками для асфальтобетонной смеси, следят, чтобы у разгрузочного отверстия мешалки не было работников.

При работе с отбойным молотком буртик пики должен быть прижат к буксу. Запрещается углублять пик в дорожное покрытие до упора концевой пружины. Вырубленные куски дорожного покрытия отделяют только при выключенном отбойном молотке.

Интервал между работниками, вырубающими дорожное покрытие с помощью кувалд, зубил, клиньев и топоров, должен быть не менее 4 м. Или между ними устанавливают защитные экраны.

При применении передвижных битумных котлов работники соблюдают следующие требования:

  • котел устанавливают на обочине на расстоянии не менее 50 м от места работ с подветренной стороны;
  • загружают котел постепенно, не вбрасывают куски битума в подогретую массу;
  • не загружают котел свыше 3/4 его вместимости;
  • если битум вспенивается и переливается через край котла, гасят горелку или заливают топку водой (при разогреве твердым топливом);
  • если битум в котле загорелся, нужно плотно закрыть крышку.

Во время мелкого ямочного ремонта битум набирают из котла черпаками с черенком длиной не менее 1 м, наполняют ковш на 3/4 его вместимости. Вместимость ручных леек не должна превышать 10–12 л.

Запрещено производить работы горячим вяжущим из открытых сосудов или из плотно незакрывающихся сосудов.

Переносить асфальтобетонную смесь лопатами вручную можно на расстояние не более 8 м. Для больших расстояний пользуются носилками с бортами с трех сторон или легкими тачками с опрокидыванием вперед.

Если при ремонте применяют инфракрасное излучение, на месте работы разогрева должны бытьпенный огнетушитель типа ПВ-5 и запас песка. Зажигать форсунку можно только факелом, пропитанным керосином, с длиной ручки не менее 0,6 м. Во время разжигания горелок работникам и посторонним лицам запрещено находиться перед зонтом разогревателя с той стороны, где есть выход пламени. Перед опусканием рабочего органа разогревателя на место разогрева асфальта и при его работе дорожные работники должны находиться на расстоянии не менее 5 м от него. Важно следить, чтобы давление в топливном баке не превышало 0,2 МПа. Запрещается эксплуатировать разогреватель с топливной арматурой, если он подтекает.

В случаях, когда используют разогреватели газа с горелками кругового типа, после открытия вентилей на баллонах и газорасходной колонке нужно следить за манометрами и убедиться в наличии среднего (0,16 МПа) и нижнего (0,002-0,0035 МПа) давления. Во время зажигания горелки и излучателя работник должен находиться с подветренной стороны. Следите, чтобы не было проскакивания и вибрации пламени в горелках во время разогрева излучателей. При обнаружении неисправностей (утечка газа, неравномерность работы горелок и т.п.) прекращают подачу газа в горелки и перекрывают вентиль.

При эксплуатации разогревателей работникам запрещено:

  • оставлять без присмотра работающие горелки;
  • работать, если пламя просачивается на форсунку;
  • держать вблизи разогревателя легковоспламеняющиеся материалы;
  • ликвидировать неисправности и проводить регулировку во время работы разогревателя.

При пожаре на разогревателе нужно немедленно перекрыть магистральный и баллонный вентили.

Требования безопасности при выполнении работ с веществами, обладающими токсичными (ядовитыми) свойствами, определяет глава 8 раздела ІІІ НПАОТ 63.21-1.01-09.

Организация работ по ремонту канализационной сети на проезжей части

На проезжей части дорог кроме работников Укравтодора могут выполнять работы работники других коммунальных предприятий.

Во время внешнего и технического осмотров канализационной сети на проезжей части исполнители работ обязательно устанавливают ограждающие знаки, чтобы предотвратить наезд транспорта на работников (п. 12.2.15 Правил технической эксплуатации систем водоснабжения и водоотвода населенных пунктов Украины, утвержденных приказом Госжилкоммунхоза от 05.07.95 № 30).

Подготовка рабочей зоны работ (например, осмотр оборудования в колодцах и камерах, расположенных на проезжей части) предусматривает следующее:

  • машины и агрегаты устанавливают перед местом выполнения работ лобной частью в направлении движения транспорта;
  • машины и агрегаты без нормативного окрашивания ограждают переносными ограждающими знаками, которые устанавливают навстречу движению транспорта на расстоянии 10 м от места работ;
  • машины и агрегаты, имеющие специальную окраску (желто-красного цвета), в светлое время суток не ограждают;
  • в темное время суток на машинах и агрегатах, на которых отсутствуют бортовые сигнальные огни, со стороны движения транспорта и на стойках дорожных ограждающих знаков вывешивают красные фонари.

Основание — пункт 1.12 Временной инструкции по технике безопасности для аварийно-восстановительных бригад при работе в колодцах и камерах систем водоснабжения и водоотвода (канализации) населенных пунктов, утвержденной приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства УССР от 07.09.1982.

Организация дорожных работ зависит от разных факторов, в том числе климатических условий.

Дорожно-климатическая зона — район с однородными климатическими условиями, влияющими на работы по ремонту и содержанию улиц и дорог населенных пунктов (п. 1.3 разд. I Правил № 54)

На какие дорожно-климатические зоны делится территория Украины



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді