Порядок осуществления общественного контроля за охраной труда

RU UA
Автор
юрист-практик, експерт з питань охорони праці
Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда является важным способом защиты трудовых прав работников. О том, кто осуществляет общественный контроль за состоянием охраны труда, — далее в статье.

 

 

Общественный контроль за состоянием охраны труда на предприятии

Общественный контроль за охраной труда является составной частью системы правовых и организационно-технических мероприятий, направленных на сохранение жизни, здоровья и работоспособности человека в процессе трудовой деятельности. Его важность в Украине обусловлена прежде всего следующими факторами:

  • низкий уровень правовой культуры среди работодателей;
  • широкое распространение неофициальной занятости;
  • игнорирование работодателями законодательства о труде и тому подобное.

Остановимся более подробно на вопросах общественного контроля за состоянием охраны труда в организации.

Как организовать контроль за состоянием охраны труда на предприятии

Кто осуществляет общественный контроль за охраной труда

Общественный контроль за охраной труда осуществляют профессиональные союзы. Однако, если на предприятии нет профсоюза, общественный контроль за состоянием охраны труда осуществляют уполномоченное наемными работниками лицо или комиссия по вопросам охраны труда.

Профессиональные союзы и их объединения

В соответствии со ст. 41 Закона Украины «Об охране труда» общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда на предприятии обеспечивают профессиональные союзы, их объединения в лице выборных органов и представителей.

Громадський контроль за охороною праці Обратите внимание, инженера по охране труда могут выбрать председателем профсоюза. Узнайте, как в таком случае его указывать в составе комиссии по расследованию несчастного случая

Профессиональные союзы, в частности, осуществляют контроль за созданием безопасных и безвредных условий труда, надлежащих производственных и санитарно-бытовых условий, обеспечением работников спецодеждой, спецобувью, другими средствами индивидуальной и коллективной защиты. В случае угрозы жизни или здоровью работников профессиональные союзы имеют право требовать от работодателя немедленного прекращения работ на рабочих местах, производственных участках, в цехах и других структурных подразделениях или на предприятиях или производствах физических лиц, которые в соответствии с законодательством используют наемный труд, в целом на период, необходимый для устранения угрозы жизни или здоровью работников.

Профессиональные союзы также имеют право:

  • проводить независимую экспертизу условий труда, а также объектов производственного назначения, которые проектируются, строятся или эксплуатируются, на соответствие их нормативно-правовым актам по охране труда;
  • участвовать в расследовании причин несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве и предоставлять свои выводы о них.

Для осуществления этих функций в соответствии с Законом Украины «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 15.09.1999 № 1045-XIV профсоюзы, их объединения могут создавать службы правовой помощи и соответствующие инспекции, комиссии, утверждать положения о них.

Следует отметить, что органы общественного контроля, имея значительные полномочия по защите трудовых прав работников, не наделены средствами применения принудительных санкций. Для устранения выявленных правонарушений и привлечения виновных к ответственности им необходимо обратиться в соответствующие компетентные государственные органы.

Уполномоченные представители профсоюзов имеют право вносить работодателям, органам исполнительной власти и органам местного самоуправления представления об устранении нарушений законодательства о труде, которые являются обязательными для рассмотрения, и в месячный срок получать от них аргументированные ответы. В случае непредоставления аргументированного ответа в указанный срок действия или бездействие должностных лиц могут быть обжалованы в местный суд.

Кроме того, согласно ст. 38 названного Закона выборный орган первичной профсоюзной организации на предприятии наделен важными полномочиями по заключению коллективного договора и осуществлению контроля за его выполнением, отчетности о его выполнении на общем собрании трудового коллектива, обращению с требованием в соответствующие органы о привлечении к ответственности должностных лиц за невыполнение условий коллективного договора.

Бригадная ответственность при отсутствии профсоюза: с кем согласовывать

Помимо перечисленного, уполномоченные представители профсоюзов принимают участие:

  • в разработке общегосударственной, отраслевых и региональных программ улучшения состояния безопасности, гигиены труда и производственной среды, а также в разработке нормативно-правовых актов по вопросам охраны труда;
  • в организации социального страхования от несчастных случаев и профессиональных заболеваний в порядке и на условиях, определяемых законодательством и коллективным договором;
  • в определении порядка пересмотра и увеличения тарифов на социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимости от уровня производственного травматизма и степени вредности условий труда;
  • в работе комиссий по вопросам охраны труда на предприятии, по аттестации должностных лиц на знание ими нормативно-правовых актов по охране труда, по приеме в эксплуатацию новых и реконструированных объектов производственного назначения на соответствие их требованиям нормативно-правовых актов по охране труда, по аттестации рабочих мест по условиям труда.

Уполномоченное наемными работниками лицо

При отсутствии профессионального союза на предприятии общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда осуществляет уполномоченное наемными работниками лицо. Такое лицо имеет право беспрепятственно проверять на предприятиях выполнение требований по охране труда и вносить обязательные для рассмотрения работодателем предложения об устранении выявленных нарушений нормативно-правовых актов по безопасности и гигиене труда.

Для выполнения этих обязанностей работодатель за свой счет организует обучение, обеспечивает необходимыми средствами и освобождает уполномоченное лицо от работы на предусмотренный коллективным договором срок с сохранением за ним среднего заработка.

Если уполномоченное лицо считает, что профилактические меры, принятые работодателем, недостаточны, оно может обратиться за помощью в орган государственного надзора за охраной труда. Указанные лица также имеют право участвовать и вносить соответствующие предложения во время инспекционных проверок предприятий или производств физических лиц, которые согласно законодательству используют наемный труд, этими органами.

 

Уполномоченные наемными работниками лица по вопросам охраны труда действуют в соответствии с Положением, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 21.03.2007 № 56.

На основании Типового положения, с учетом специфики производства на предприятии с участием представителей работодателя — владельца предприятия или уполномоченного им органа, трудового коллектива разрабатывается Положение о деятельности уполномоченных лиц по охране труда, которое утверждается общим собранием трудового коллектива предприятия.

Комиссия по вопросам охраны труда

Важной организационно-правовой гарантией обеспечения общественного контроля за соблюдением законодательства по охране труда является право на создание и функционирование комиссии по вопросам охраны труда, которая является постоянно действующим консультативно-совещательным органом.

В соответствии со ст. 16 Закона Украины «Об охране труда» комиссия может быть создана на предприятиях, в организациях, хозяйствах, независимо от формы их собственности и вида деятельности.

Целью ее создания является обеспечение пропорционального участия работников в решении любых вопросов безопасности, гигиены труда и производственной среды.

В своей деятельности комиссия руководствуется:

  • Кодексом законов о труде Украины;
  • Законами Украины «Об охране труда», «Об общеобязательном государственном социальном страховании от несчастного случая на производстве и профессионального заболевания, повлекших утрату трудоспособности»;
  • Типовым положением о комиссии по вопросам охраны труда предприятия, утвержденным приказом Государственного комитета Украины по промышленной безопасности, охране труда и горному надзору от 21.03.2007 № 55.

Комиссию формируют на основе равного представительства лиц от работодателя и профсоюза, а в случае его отсутствия — уполномоченных наемными работниками лиц. Численность членов комиссии определяют общим собранием трудового коллектива в зависимости от численности работающих.

Комиссия проводит заседания по мере необходимости, но не реже чем раз в квартал. Заседание считают правомочным, если на нем присутствует не менее половины членов от каждой стороны.

Основные задания комиссии:

  • обращаться к работодателю, трудовому коллективу, профсоюзному комитету или иному уполномоченному на представительство трудовым коллективом органу, соответствующим службам предприятия с предложениями по регулированию отношений в сфере охраны труда;
  • создавать рабочие группы из числа членов Комиссии для разработки согласованных решений по вопросам охраны труда с привлечением специалистов различных служб предприятия, специалистов экспертных организаций, служб охраны труда органов исполнительной власти, страховых экспертов, технических инспекторов труда профсоюзов (на договорных началах между работодателем и соответствующей организацией);
  • получать от работников, руководителей структурных подразделений и служб предприятия и профсоюзного комитета информацию и иметь доступ к документации, необходимой для выполнения задач, предусмотренных Типовым положением;
  • осуществлять контроль за соблюдением требований законодательства по охране труда непосредственно на рабочих местах, за обеспечением работников средствами коллективной и индивидуальной защиты, моющими и обезвреживающими средствами, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой, за использованием санитарно-бытовых помещений и тому подобное;
  • знакомиться с любыми материалами по охране труда, анализировать состояние условий и безопасности труда на предприятии, выполнение соответствующих программ и коллективных договоров;
  • свободного доступа на все участки предприятия и обсуждения с работниками вопросов охраны труда;
  • принимать решение о проценте уменьшения размера единовременного пособия потерпевшему (но не более чем на 50%), если комиссией по расследованию несчастного случая установлено, что повреждение здоровья работника наступило не только по вине работодателя, но и вследствие нарушения пострадавшим нормативно-правовых актов по охраны труда.

Важной также является норма, закрепленная в ст. 23 Закона Украины «Об охране труда», которой установлено, что работодатель обязан информировать работников или лиц, уполномоченных на осуществление общественного контроля за соблюдением требований нормативно-правовых актов по охране труда, а также Фонд социального страхования Украины о состоянии охраны труда, причинах аварий, несчастных случаев и профессиональных заболеваний и о принятых мерах по их устранению и для обеспечения на предприятии условий и безопасности труда на уровне нормативных требований.

Создание службы охраны труда на предприятии
Валерий Бунчукинженер по охране труда ООО «Лайф», Киев
Контроль за состоянием охраны труда должны осуществлять руководители и ответственные лица всех уровней управления производством. Помогут его должным образом организовать пять уникальных приложений, которые разработал специалист в сфере охраны труда Вам в помощь

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді