Министерство здравоохранения Украины рассмотрело обращение, поступившее из Администрации Президента Украины относительно предоставления разъяснения о применении Закона Украины «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровье населения» (далее — Закон), и в пределах компетенции письмом «О применении Закона Украины «О мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровье населения»» от 11.04.2013 № 05.01-14-А-3344/3601-зв сообщает.
В помещениях предприятий, учреждений и организаций всех форм собственности (кроме указанных в абзаце втором статьи 13 Закона) запрещается курение табачных изделий, кроме специально отведенных для этого мест.
В соответствии с частью третьей статьи 13 Закона собственник, уполномоченные им лица или арендаторы соответствующих сооружений или отдельных помещений обязаны отвести специальные места для курения, суммарная площадь которых не должна превышать 10 процентов общей площади соответствующего сооружения или помещения, оборудованные вытяжной вентиляцией или другими средствами для удаления табачного дыма, а также разместить информацию, состоящую из соответствующего графического знака и текста следующего содержания: «Місце для куріння. Куріння шкодить Вашому здоров’ю!». Законодательством не определены требования относительно количества и размещения знаков «Куріння заборонено» и «Місце для куріння».
В случае отсутствия возможности отведения специального места для курения в помещении Министерство рекомендует оборудовать место для курения за пределами помещений в любом небольшом сооружении, которым может быть, например, навес возле дома и т. п. В таких местах для курения должен быть размещен графический знак в соответствии с Законом. По указанному вопросу классификации и применения помещений и сооружений предлагаем обратиться в Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины.
В соответствии со статьей 20 Закона вопрос применения финансовых санкций относительно неотведения специальных мест для курения относится к полномочиям Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей.
Также сообщаем, что в статье 2 Закона указано: «если международным договором Украины, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины, установлены иные правила, нежели предусмотренные законодательством Украины о мерах по предупреждению и уменьшению употребления табачных изделий и их вредного воздействия на здоровье населения, то применяются правила международного договора». Поэтому МЗО считает, что при возникновении споров относительно трактовки норм действующего законодательства о запрете курения, необходимо в первую очередь исходить из положений Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака, которые требуют обеспечить защиту от влияния табачного дыма на рабочих местах внутри помещений, общественном транспорте и в закрытых общественных местах