Как обеспечить безопасность дорожного движения на предприятии

RU UA
Автор
заступник начальника служби безпеки та надзвичайних ситуацій КП «Київпастранс» із питань охорони праці та безпеки руху, Київ
Для того чтобы обеспечить безопасность труда персонала на автопредприятии, нужно должным образом организовать движение транспортных средств и пешеходов по территории и в производственных помещениях предприятия. Каким должен быть алгоритм ваших действий — рассказывает эксперт.

Значительная доля производственных несчастных случаев приходится на дорожно-транспортные происшествия. ДТП на территории предприятий обычно происходят на небольшой скорости, однако травмы все же могут быть достаточно серьезными. Часто причиной ДТП становятся неорганизованность движения пешеходов и транспортных средств.

Владельцы автопредприятий должны позаботиться о том, чтобы движение транспорта по территории предприятия было безопасным. Для этого они должны разработать и внедрить политику безопасности дорожного движения в организации в соответствии с действующим законодательством. Узнайте, какие меры предпринять для предотвращения ДТП и несчастных случаев на предприятии.

Кто отвечает за безопасность дорожного движения на предприятии

Безопасность дорожного движения на предприятии

Руководитель предприятия, предоставляющего услуги по перевозкам или эксплуатирующий ТС, должен организовать проведение:

  • инструктажей для водителей;
  • стажировки водителей;
  • медицинских осмотров водителей и др.

Более подробно обязанности субъектов хозяйствования определены в Законе Украины «О дорожном движении» от 30.06.1993 № 3353-ХІІ. В частности, статьей 12 предусмотрено:

«Предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности и хозяйствования разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению безопасности дорожного движения, проводят в трудовых коллективах профилактическую работу по соблюдению требований законодательства о дорожном движении, по согласованию с первичными профсоюзными организациями включают в коллективные договоры требования о формах воздействия на членов трудового коллектива в случае нарушения ими обязанностей участников дорожного движения, установленных действующим законодательством о дорожном движении».

Назначение ответственных за безопасность дорожного движения на предприятии

Если на автопредприятии количество работников, занятых эксплуатацией транспортных средств превышает 50 человек, назначают специалиста по безопасности дорожного движения. Если более 500 человек — создают службу безопасности дорожного движения. Это требование касается и министерств, других центральных органов исполнительной власти и объединений. Положение о службе безопасности утверждает Кабинет Министров Украины.

Забезпечуємо безпеку дорожнього руху на підприємстві  Как проводить служебное расследование ДТП с транспортными средствами предприятия

Лицо, ответственное за безопасность дорожного движения на предприятии, должно принять такие меры:

  • разработать схемы движения ТС и пешеходов на территории и в производственных помещениях;
  • организовать и отрегулировать движение ТС;
  • ознакомить персонал предприятия со схемой движения транспорта и пешеходов;
  • назначить должностных лиц, ответственных за организацию и обеспечение безопасности движения.

Структура службы безопасности дорожного движения на предприятии, ее численный состав зависит от среднесписочной численности водителей согласно приложениям 1—3 к Положению о службе безопасности дорожного движения министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, предприятий, их объединений, учреждений и организаций, утвержденного постановлением КМУ от 05.04.1994 № 227 (далее — Постановление № 227).

Чтобы определить количество специалистов службы безопасности дорожного движения, следует исходить из увеличенной в 1,4 раза среднесписочной численности водителей, занятых на пассажирских перевозках (п. 8 Постановления № 227).

Квалификационные требования к работникам служб безопасности дорожного движения предприятий автотранспортной отрасли приведены в Выпуске № 69 «Автомобильный транспорт» Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденном приказом Минтранссвязи от 14.02.2006 № 136.

Начальник отдела организации безопасности дорожного движения должен иметь полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр) и стаж работы по организации безопасности дорожного движения не менее двух лет (п. 23 разд. І «Руководители» Выпуска № 69).

Если на предприятии эксплуатируется 10 и более ТС, работодатель должен организовать повышение квалификации руководителей и специалистов автомобильного транспорта. Периодичность обучения зависит от должности. Так, специалисты по предоставлению услуг автомобильного транспорта проходят повышение квалификации раз в пять лет, а по вопросам безопасности перевозок, охраны труда и пожарной безопасности раз в три года.

Порядок повышения квалификации определяет центральный орган исполнительной власти, формирующий и реализующий государственную политику в сфере транспорта (ст. 34 Закона Украины «Об автомобильном транспорте» от 05.04.2001 № 2344-ІІІ).

Документы по безопасности дорожного движения

На автопредприятии нужно разработать и ввести действие Положение об организации движения транспорта по территории автопредприятия (далее — Положение). Требования этого Положения должен обязательно соблюдать весь персонал предприятия.

Документация по безопасности дорожного движения

Название документа

Нормативный документ, содержащий требование

Нормативный документ, в котором приведена форма

Журналы

Журнал регистрации дорожно-транспортных происшествий(в нем также фиксируют нарушения водителями предприятия Правил дорожного движения)

пп. 6.2.1 Типового положения о Системе управления безопасностью движения на автомобильном транспорте, утвержденного приказом Минтранса от 12.11.2003 № 877 (далее – Типовое положение)

доп. 8 к Типовому положению

Журнал ежесменного предрейсового и послерейсового медицинских осмотров водителей (по форме № 137-2/о)

п. 4.6. Положение о медицинском осмотре кандидатов в водители и водителей транспортных средств, утвержденного приказом Минздрава и МВД от 31.01.2013 № 65/80 (далее — Положение № 65/80)

доп. 3 к Положению № 65/80

Журнал регистрации вводного инструктажа по безопасности движения

пп. 2.3.5 Порядка проведения инструктажей и стажировки водителей колесных транспортных средств, утвержденного приказом Минтранссвязи от 05.08.2008 № 975 (далее — Порядок № 975)

доп. 1 к Порядку № 975

Журнал регистрации инструктажей по безопасности движения

пп. 2.4.4 Порядка № 975

доп. 2 к Порядку № 975

Приказы

Приказ об утверждении Положения о службе безопасности дорожного движения предприятия (с Положением в приложении) или Приказ о назначении ответственного лица (специалиста) предприятия по безопасности дорожного движения

п. 2 постановления КМУ «Об утверждении Положения о службе безопасности дорожного движения министерств, других центральных органов государственной исполнительной власти, предприятий, их объединений, учреждений и организаций» от 05.04.1994№ 227 (далее — Положение № 227)

Положение о службе безопасности дорожного движения предприятия разрабатываютна основании Положения № 227

Приказ об утверждении должностных инструкций специалистов по безопасности дорожного движения (с должностными инструкциями в приложениях)

Введение к Выпуску 69 «Автомобильный транспорт» Справочника квалификационных характеристик профессий работников, утвержденного приказом Минтранссвязи от 14.02.2006 № 136 (далее — СКХП)

Должностные инструкции специалистов по безопасности дорожного движения разрабатывают на основании квалификационных характеристик, приведенных в Выпуске 69 «Автомобильный транспорт» СКХП

Приказ об утверждении программ инструктажей по безопасности движения для водителей (отмечают сроки их проведения и перечень лиц, которые должны проходить инструктажи; с программами в приложениях))

п. 1.8 Порядка № 975

Приказ об утверждении программы стажировки водителей предприятия (с программой в дополнении)

п. 3.5 Порядка № 975

Приказ о назначении водителя-инструктора, проводящего стажировку водителей на предприятии

п. 3.8 Порядка № 975

При потребности этот перечень документов по безопасности дорожного движения можно дополнить и расширить.

Схема движения транспортных средств и пешеходов

Организовать движение транспортных средств и пешеходов по территории предприятия и в производственных помещениях поможет Схема движения транспорта и пешеходов по территории автопредприятия. Ее разрабатывает лицо, ответственное за безопасность движения, на основе генерального плана предприятия и согласно Правилам дорожного движения. Схему движения можно оформить как приложение к Положению об организации движения транспорта по территории автопредприятия.

Безпека дорожнього руху на підприємстві 

Во время разработки схемы учитывают такие требования:

  • направление движения транспортных средств по территории предприятия должно быть правосторонним и круговым;
  • количество проездов со встречным движением и пересекающимися транспортными потоками — минимальным. На предприятиях, где есть более 100 транспортных средств, не должно быть пересечения основных потоков движения;
  • пересечение пешеходных дорожек с потоками движения должно быть минимальным.

На схеме обозначают:

  • разрешенные направления движения ТС — прерывистой линией;
  • границы проездов и стоянок ТС — сплошной;
  • пешеходные дорожки, дорожные знаки, знаки безопасности, сигнальные устройства;
  • ограждения пунктов заправок автомобилей, мест зимнего подогрева, электросиловых установок, очистных сооружений;
  • опасные участки движения и тому подобное.

Pазработанную схему согласовывают с ответственными должностными лицами предприятия, комитетом профсоюза (если он есть) или уполномоченным по вопросам охраны труда. Утверждает схему руководитель предприятия.

Схему вывешивают на видном месте у въезда на территорию предприятия, в производственных помещениях — перед въездом в них. Кроме этого, схема должна быть в кабинете руководителя, его заместителя, в диспетчерской и у должностных лиц, отвечающих за безопасность движения и охрану труда.

Согласно схеме делают дорожную разметку территории; устанавливают дорожные знаки, знаки безопасности и сигнальные средства, изготовленные в соответствии с нормативными документами.

Важно!

Размеченные места стоянок автомобилей и проезды, как в помещениях, так и на открытой местности, должны соответствовать нормам проектирования автотранспортных предприятий.

В производственных помещениях разметку можно не наносить. Движение транспортных средств в них регулируют соответствующие дорожные знаки.

Сигнальные средства устанавливают у въезда на территорию и при выезде из нее, а в производственных помещениях, — если ограничена видимость.

Лицо, ответственное за безопасность движения, проводит занятия с персоналом предприятия (отдельно по категориям работников). На занятиях изучают схемы движения транспортных средств и пешеходов по территории и в производственных помещениях предприятия.

Владимир Кострица заместитель начальника службы безопасности и чрезвычайных ситуаций КП «Киевпасстранс» по охране труда, представитель Всеукраинской общественной организации «Общественный комитет транспортной безопасности»
Смертность на дорогах могла бы быть значительно ниже, если бы водители обладали навыками доврачебной помощи пострадавшим и имели аптечку с необходимыми медицинскими средствами.

Требования безопасности к территории предприятия

Проезды и места для хранения транспортных средств на территории предприятия должны быть ровными и с твердым покрытием (асфальтобетон, цементобетон и т.д.).  Ширина проездов на территории предприятия должна быть:

  • не менее 6 м — при встречном (двустороннем) движении;
  • не менее 3 м — при одностороннем движении с соответствующим расширением и закруглением дорог.

В местах, где подъездные пути пересекаются с канавами, траншеями, железнодорожными путями и т.п., необходимо установить настилы или мосты для переезда.

На территории и в производственных помещениях предприятий запрещено:

  • загромождать дороги, проходы, подъезды к пожарным гидрантам, местам расположения пожарного инвентаря и оборудования;
  • размещать на открытых площадках ТС в количестве, превышающем норму, а также нарушать установленный порядок их расположения;
  • загромождать запасные ворота изнутри или снаружи — подход и подъезд к ним всегда должен быть свободным;
  • беспорядочно размещать и хранить материалы, агрегаты, запчасти и т.п. к элементам домов, сооружений, оборудования и ограждения.

Tерриторию предприятия необходимо содержать в чистоте, освещать в темное время суток.

На территории предприятия должны быть проезды для движения автомобилей и пешеходные дорожки с твердым покрытием. Летом очищайте их от грязи, а зимой — от снега и льда, посыпайте противоскользящими смесями. Мусор и отходы нужно систематически убирать. 

Участки территории, а также здания и сооружения, которые ремонтируют, необходимо оградить.

Пункты заправки горючим, если они есть на предприятии, стоит ограждать так, чтобы, во время заправки транспортных средств горючим те не препятствовали движению пешеходов и другого транспорта.

Обратите внимание!

Возле ворот, через которые проезжают транспортные средства, необходимо установить предупреждающие надписи «Берегись автомобиля!». Они должны освещаться в темное время суток, при тумане и снегопаде.

Вдоль стен и ограждений в местах стоянки транспортных средств необходимо устанавливать колесоотбойные тротуары или барьеры. Расстояние от транспортного средства до стены должно быть не менее 0,5 м.

Испытывать транспортные средства на территории предприятия нужно на специальных площадках. При этом соблюдать такие требования:

  • поверхность площадки должна быть ровной, без выбоин и наклонов;
  • размеры площадки должны исключать наезд на людей, здания и т.д.;
  • при проверке тормозов на площадке должна быть нанесена разметка, чтобы определить тормозной путь транспортного средства.

На территории предприятия необходимо оборудовать отдельный вход и выход для персонала. Проходить персоналу через въездные и выездные ворота запрещено.

Tребования безопасности к движению транспортных средств

Безопасность дорожного движения на предприятии зависит и от скорости движения транспорта по его территории. Скорость движения транспортных средств на подъездах и территории предприятия не должна превышать 10 км/ч, а в производственных помещениях – 5 км/ч.

Въезжать на стоянку нужно передним ходом с применением при повороте в проезде одного маневра задним ходом, при этом расстояние от движущегося транспортного средства до ограничений проезда должно быть не менее 1 м. Въезжать и выезжать автопоездом на стоянку можно только передним ходом.

В ограждении территории предприятия, где предусмотрено 10 и более постов техобслуживания и ремонта или хранение 50 и более автомобилей, предусматривают не менее двух ворот для въезда (выезда).

Автомобили не должны выезжать (въезжать) с цокольных или подвальных этажей здания через первый этаж, — только через внешние ворота.

Въезды в производственные помещения должны быть без порогов и выступов, а въездной уклон должен быть не более чем 5%.

Буксировать неисправное транспортное средство по территории и в производственных помещениях предприятия нужно жестким сцеплением. Запрещено буксировать транспортное средство, чтобы запустить двигатель (после ремонта, ночной стоянки и т.д.).

Требования безопасности для персонала

Пешеходы движутся по территории и в производственных помещениях предприятия в соответствии с утвержденной схемой и Правилами дорожного движения. Новых сотрудников необходимо ознакомить со схемой движения транспортных средств и пешеходов на предприятии. Это можно сделать во время вводного инструктажа по охране труда.

Управлять транспортным средством на территории и в производственных помещениях предприятия должен водитель, за которым закреплено это транспортное средство, или водитель, который перегоняет транспортные средства по территории предприятия.

При движении транспортных средств (в частности с небольшой скоростью) пассажирам запрещено находиться в их кузове, салоне, кабине, на подножках, крышах и т.д.

При движении задним ходом транспортное средство не должно мешать другим участникам движения. При необходимости, чтобы обеспечить безопасность движения, водитель должен обратиться за помощью к другим лицам.

Устанавливать транспортное средство на место, где проводят техническое обслуживание или ремонт, водитель должен под контролем руководителя работ.

Лица, которые проводят проверку технического состояния, обслуживают и ремонтируют ТС на смотровых канавах, подъемниках и эстакадах, должны работать в защитных касках.

Запрещается располагать входы (выходы) смотровых канав, траншей и тоннелей под автомобилями и на путях их движения. Выход (вход) из однопостовой тупиковой смотровой канавы в помещение по ступенчатой ​​лестнице нужно производить со стороны, противоположной от заезда автомобиля.

Комиссия по расследованию несчастного случая

Как определить вид события и причину, приведшую к несчастному случаю в результате боевых действий



зміст

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді