Расследование пожаров

RU UA
Автор
юрист-практик, експерт з питань охорони праці
В каких нормативных актах установлен порядок расследования пожаров, как осуществляется учет пожаров и определяются материальный ущерб от них — рассказываем в статье.

Нормативное регулирование

Пожаром называют неконтролируемый процесс горения, в ходе которого уничтожается или повреждается имущество, природные ресурсы, а также возникают опасные факторы, создающие угрозу жизни и здоровью людей, животных и негативно влияющие на окружающую среду. Такое определение дает Кодекс гражданской защиты Украины  (п. 32 ст. 2).

Как установить противопожарный режим на предприятии

Пожарная безопасность, то есть состояние защищенности жизни и здоровья человека, имущества, окружающей природной среды от пожаров, достигается путем проведения организационно-технических и других мероприятий, направленных на предотвращение пожаров, обеспечение безопасности работников, снижение имущественных потерь и создания условий для быстрого тушения пожаров.

Статьей 130 Кодекса установлено, что для организации деятельности единой государственной системы гражданской защиты центральными органами исполнительной власти, местными государственными администрациями, органами местного самоуправления, а также субъектами хозяйствования утверждаются соответствующие планы деятельности по вопросам гражданской защиты, в частности в отношении:

  • реагирования на чрезвычайные ситуации;
  • локализации и ликвидации аварий и их последствий на объектах повышенной опасности;
  • гражданской защиты на особый период;
  • проведения мероприятий по эвакуации населения (работников), материальных и культурных ценностей при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций и т.д.

Расследование пожаров  Обратите внимание, предприятие с численностью работающего персонала 50 человек и менее разрабатывает и утверждает не план, а инструкцию по действиям персонала предприятия в случае угрозы или возникновения чрезвычайных ситуаций.

Порядок расследования пожаров в Украине

Расследование пожаров регламентируется Порядком совместных действий Национальной полиции Украины,  Государственной службы Украины по чрезвычайным ситуациям (ГСЧС) и Экспертной службы МВД Украины во время проведения осмотра места пожара, выявления, пресечения, предупреждения и расследования уголовных правонарушений и других событий, связанных с пожарами (далее — Порядок совместных действий), утвержденным приказом МВД Украины от 24.07.2017 № 621.

Согласно требованиям указанного Порядка совместных действий:

  • органы полиции проводят следственные (розыскные) действия и негласные следственные (розыскные) действия, направленные на выявление, фиксацию и сбор доказательств, установление обстоятельств возникновения пожаров, а также условий, которые привели к их возникновению, установление лиц, причастных к совершению правонарушений, и их привлечение к ответственности в соответствии с требованиями действующего законодательства, а также обеспечение возмещения убытков, причиненных потерпевшим;
  • территориальные органы ГСЧС привлекаются для установления причин возникновения пожаров, а также обстоятельств и условий, способствовавших их возникновению.

Руководители структурных и территориальных подразделений Главного управления национальной полиции, а также структурных подразделений территориальных органов ГСЧС в пределах полномочий обеспечивают выезды следственно-оперативных групп полиции (далее — СОГ), уполномоченных должностных лиц ГСЧС и ее территориальных органов на каждый пожар.

По прибытии на место пожара члены СОГ выясняют обстоятельства возникновения и развития пожара, место возникновения, время, условия протекания и причины совершения правонарушения, устанавливают свидетелей, приметы лиц, причастных к возникновению пожара, обеспечивают фиксацию доказательственной информации, а также устанавливают другие обстоятельства.

Для участия в осмотре места пожара обязательно привлекаются специалисты по тушению, ликвидации и исследованию пожара, при необходимости могут привлекаться соответствующие специалисты газового хозяйства, энергонадзора и технического надзора, по ремонту бытовой техники, по контролю за оборудованием, ремонтом и эксплуатацией систем печного отопления и др.

Розслідування пожеж Как выбрать и безопасно эксплуатировать огнетушители

Порядком совместных действий также утверждена форма протокола осмотра места происшествия, связанного с пожаром, и приведены отдельные разъяснения по ее заполнению.

Следует также отметить, что в случае наступления несчастного случая и / или острого профессионального заболевания (отравления) на предприятии создается комиссия по расследованию таких случаев в соответствии с Порядком расследования и учета несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий на производстве, утвержденным постановлением КМУ от 17.04.2019 № 337.

Медицинские учреждения независимо от формы собственности обязаны в течение суток сообщить территориальным органам ГСЧС об обращении или доставке к ним для оказания медицинской помощи лиц с телесными повреждениями или отравлением, полученными при пожаре (его вторичных проявлениях), или умерших от травм и воздействия опасных факторов пожара, с представлением заключения о причине смерти.

Также страховые организации независимо от формы собственности обязаны в трехдневный срок письменно уведомлять территориальные органы ГСЧС об обращении к ним юридических и физических лиц с заявлением о страховом случае, вызванном пожаром.

Согласно Порядку расследования и учета несчастных случаев в случае получения информации о несчастном случае от пожара работодатель обязан в течение суток сообщить органу ГСЧС с использованием средств связи и не позднее следующего рабочего дня предоставить на бумажном носителе уведомление по форме, установленной приложением 2 указанного Порядка.

Ведение учета пожаров

Ст. 131 Кодекса обязывает вести единый учет чрезвычайных ситуаций в определенном Кабинетом Министров Украины порядке. 

Учет пожаров осуществляется с целью проведения анализа причин и условий возникновения пожаров, определения расходов на их тушение, оценки состояния пожарной безопасности населенных пунктов и объектов, прогнозирования ситуации и разработки превентивных мероприятий для недопущения пожаров и гибели или травмирования людей, предотвращения уничтожения материальных ценностей (имущества) и защиты от пожаров окружающей среды, создания условий для их тушения.

Общие требования к ведению учета пожаров и их последствий, в том числе и вызванных военными (боевыми) действиями, урегулированы Порядком учета пожаров и их последствий, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 26.12.2003 № 2030 (далее — Порядок № 2030) в редакции постановления КМУ от 07.04.2023 № 313.

Порядком № 2030 определено, что учету подлежат все пожары, независимо от места их возникновения, причин и последствий, кроме пожаров, определенных пунктом 4 Порядка.

Учет пожаров и их последствий ведется территориальными органами ГСЧС — в пределах соответствующей административно-территориальной единицы, кроме пожаров, учет которых осуществляют:

  • Гослесагентство — в лесах государственных предприятий, относящихся к сфере его управления;
  • Минюст — в учреждениях исполнения наказаний и следственных изоляторах;
  • Минобороны, Минэнерго,  МВД, СБУ, Национальная полиция, ГАЗО, Служба внешней разведки, администрация Госспецсвязи, администрация Госпогранслужбы — на территориях, объектах и ​​транспортных средствах, относящихся к сфере их управления.

Основание — пункт 6 Порядка № 2030.

Учету также подлежат все лица, погибшие и травмированные в следствии пожара, кроме лиц, погибших или травмированных в результате причинения телесных повреждений или совершения других насильственных действий, убийства (покушения на убийство) или самоубийства (попытки самоубийства) путем самосожжения.

Погибший в результате пожара — это лицо, обнаруженное погибшим на месте пожара и смерть которого имеет прямую причинную связь с пожаром (в результате действия опасных факторов пожара или их вторичных проявлений).

Травмированный на пожаре — лицо,подвергшееся телесным или другим повреждениям непосредственно во время пожара, его ликвидации или спасения с места пожара.

Заведения здравоохранения, независимо от формы собственности обязаны в течение суток сообщать территориальным органам ГСЧС об обращении или доставке к ним для оказания медицинской помощи лиц с телесными повреждениями или отравлениями, полученными при пожаре, или умерших от травм и влияния опасных факторов пожара, с предоставлением в течение месяца заключения (справки) судебно-медицинской экспертизы о причине смерти.

Документом, подтверждающим факт пожара, является акт о пожаре, который составляется представителем органа исполнительной власти, осуществляющим учет пожаров в соответствии с пунктом 6 Порядка № 2030, на месте пожара не позднее 24 часов с момента ликвидации пожара или подачи письменного заявления и подписывается комиссией, в состав которой входит не менее трех человек, в частности представитель органа исполнительной власти, ведущий учет пожаров, владелец объекта (пострадавший) или его представитель и свидетель или полицейский. Так указывает пункт 5 Порядка № 2030.

Проверку полноты и качества ведения учета пожаров в центральных органах исполнительной власти, других государственных органах, указанных в пункте 6 Порядка учета пожаров и их последствий, один раз в пять лет проводит ГСЧС.

Узнайте больше об Информационных ресурсах по охране труда_Система

Узнайте больше о Информационные ресурсы по охране труда_Система

Перейти к видео

Определение материального ущерба от пожаров

Определение размера ущерба является одной из составных частей расследования пожаров.

Материальные потери от пожара — это сумма прямого, побочного ущерба и расходов на тушение пожара по ценам, действующим на время возникновения пожара. Учет прямого, побочного ущерба и расходов на тушение пожара ведется отдельно.

Прямой и побочный ущерб от пожара определяется:

  • причиненный субъектам хозяйствования и другим юридическим лицам — на основании справок об оценочной стоимости уничтоженных и/или поврежденных материальных ценностей (акта оценки уничтоженного и/или поврежденного имущества, экспертного заключения уничтоженного и/или поврежденного имущества, выводов экспертов), составленных согласно законодательству;
  • причиненный физическим лицам — на основании сведений страховых организаций, выписок из решений судебных органов, выводов экспертных организаций по предоставлению соответствующих услуг, выводов экспертов, документов или письменных сведений, предоставленных собственниками материальных ценностей (имущества).

Расходы на тушение пожара определяются по методике, утвержденной МВД.

Органы государственной власти, местного самоуправления, субъекты хозяйствования, другие юридические и физические лица обязаны в течение 10 суток с момента ликвидации пожара подавать территориальному органу ГСЧС документы (справки, выписки, письменные заявления и т.п.) о сумме прямого и побочного ущерба от пожара и сумме спасенных материальных ценностей.

Контроль за ведением учета пожаров в центральных органах исполнительной власти, местных государственных администрациях, органах местного самоуправления, субъектов хозяйствования и других юридических лиц и ответственность за достоверность информации о случаях пожаров возлагается на их руководителей.

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді