Финансирование охраны труда
Нормативное регулирование
Работодатель обязан создать на рабочем месте в каждом структурном подразделении условия труда в соответствии с нормативно-правовыми актами, а также обеспечить соблюдение требований законодательства относительно прав работников в области охраны труда.
Создание безопасных условий труда невозможно без привлечения соответствующих средств.
Расходы на охрану труда: оформляем правильно
Кто отвечает за финансирование охраны труда на предприятии
Финансирование расходов по охране труда возлагается на работодателя, кроме случаев заключения между работником и работодателем трудового договора о дистанционной работе. На это указывает статья 153 КЗоТ Украины (далее — КЗоТ) и статья 19 Закона «Об охране труда.
При участии профессиональных союзов работодатель разрабатывает и реализует комплексные мероприятия по охране труда в соответствии с Законом об охране труда. Для осуществления таких мероприятий в установленном порядке выделяются средства и необходимые материалы, которые тратить на другие цели запрещено (статьи 161, 162 КЗоТ).
Что можно отнести к расходам на охрану труда
Расходы работодателя, относящиеся к расходам по охране труда, определены соответствующим Перечнем, утвержденным постановлением Кабинета Министров Украины от 27.06.2003 № 994 (далее — Перечень № 994).
Согласно нему к расходам по охране труда, в частности, принадлежат те, которые направлены на:
- приведение основных фондов в соответствие с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда;
- устранение влияния на работников опасных и вредных производственных факторов или снижение их уровней в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов по охране труда;
- проведение аттестации рабочих мест на соответствие нормативно-правовым актам по охране труда и аудита по охране труда; оформление стендов, оснащение кабинетов, выставок; приобретение необходимых нормативно правовых актов, наглядных пособий, литературы, плакатов, видеофильмов, макетов, программных продуктов и т.п. по охране труда;
- проведение обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда должностных лиц и других работников в течение трудовой деятельности; организацию лекций, семинаров и консультаций по указанным вопросам;
- проведение предварительного (при принятии на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров работников, занятых на тяжелых работах, работах с вредными или опасными условиями труда или таких, где есть потребность в профессиональном отборе, ежегодного обязательного медицинского осмотра лиц возрастом до 21 года;
- обеспечение работников, занятых на работах с тяжелыми и вредными условиями труда, лечебно-профилактическим питанием, молоком или равноценными пищевыми продуктами, а также газированной соленой водой;
- обеспечение работников специальной одеждой, обувью и средствами индивидуальной защиты в соответствии с нормами, установленными законодательством об охране труда и коллективным договором или соглашением, — в том числе обеспечение моющими средствами и средствами, нейтрализующими опасное воздействие на организм или кожу вредных веществ, в связи с выполнением работ, которые могут повлечь загрязнение этими веществами;
- другие средства и меры.
⭐️ Можно ли отнести расходы на заключение договора страхования к расходам на охрану труда?
Для того, чтобы избежать проблем с контролирующими органами, предпринимателям при планировании расходов на охрану труда необходимо ориентироваться именно на Перечень № 994. Из него каждое предприятие может выбрать те мероприятия по охране труда, которые соответствуют специфике его работы. Так разъясняет Гоструда в письме от 13.09.2016 № 9378/1/4.5-ДП-16.
Иногда случается так, что субъекты хозяйствования отчитываются о расходах на охрану труда, которые на самом деле не имеют отношения к обеспечению производственной безопасности работников. Например, включают в такие расходы средства, использованные для приобретения жалюзи и ролет.
В то же время, если вы решили приобрести лекарства для аптечки на предприятии, то средства за них можно отнести к трудоохранным расходам — медикаменты могут понадобиться при проведении обязательного предварительного, периодического и внепланового медицинского осмотра работников.
Как отмечают в своих разъяснениях контролеры, расходы на охрану труда должны одновременно соответствовать таким признакам:
- иметь конкретную направленность — сохранить жизнь, здоровье и работоспособность человека в течение трудовой деятельности;
- быть связанными с хозяйственной деятельностью предприятия;
- быть документально подтвержденными.
При формировании расходов на охрану труда также следует руководствоваться разъяснениями профильных государственных органов (Гоструда, Государственной налоговой службы Украины и др.) и подавать запросы в эти органы о предоставлении необходимых консультаций, а также отслеживать судебную практику.
Например, в письме от 21.03.2005 № 31-03153-3-3/1771 Министерство финансов Украины подчеркнуло, что меры по охране труда в бюджетных учреждениях должны осуществляться за счет средств, предусмотренных на их содержание.
Лучше сориентироваться в том, что можно отнести к расходам на охрану труда, помогут заключения государственных органов по расходам на охрану труда.
Таким образом, если работодатели будут придерживаться Перечня № 994 и не будут включать в трудоохранные расходы все подряд, им не придется расплачиваться за свои ошибки из собственного кармана.
Профессионалы знают, что экономить на охране труда — слишком дорогое удовольствие! С журналом «Справочник специалиста по охране труда» Вы ежемесячно будете получать ответы на самые сложные вопросы по охране труда на простом и понятном языке. Подписка на журнал поможет не пропустить изменения в законодательстве. Для предоставления актуальной информации своим подписчикам редакция журнала сотрудничает с экспертами государственных ведомств.
На забудьте подписаться на профессиональное издание!
Планирование и финансирование мероприятий по охране труда на предприятии
Согласно с частями 3 и 4 статьи 19 Закона об охране труда:
- для предприятий независимо от форм собственности или физических лиц, в соответствии с законодательством использующих наемный труд, расходы на охрану труда составляют не менее 0,5% от фонда оплаты труда за предыдущий год;
- на предприятиях, содержащихся за счет бюджета, размер расходов на охрану труда устанавливается в коллективном договоре с учетом финансовых возможностей предприятия.
Чтобы работодатель предусмотрел расходы на охрану труда, следует учитывать, что затраты на охрану труда определяются по правилам бухгалтерского учета, а их размер устанавливается за период, равный календарному году. Это позволит учесть эти расходы в составе общих финансовых затрат предприятия.
Для принятия обоснованного решения по определению необходимой суммы расходов на охрану труда в 2024 году необходимо разработать комплексные мероприятия по достижению установленных нормативов безопасности, гигиены труда и производственной среды, повышению существующего уровня охраны труда, предотвращению случаев производственного травматизма, профессиональных заболеваний, аварий и пожаров.
Пример оформления перечня комплексных мероприятий по охране труда
План комплексных мероприятий оформляется как приложение к коллективному договору.
Контроллеры Гоструда вправе проверять, соблюдает ли работодатель трудоохранные положения коллективного договора.
Следует также помнить, что статьей 11 Закона Украины от 15.03.2022 № 2136 «Об организации трудовых отношений в условиях военного положения» (с изменениями, внесенными Законом № 2352-IX от 01.07.2022) работодателям предоставлено право инициировать приостановление действия отдельных положений коллективного договора.
Чтобы не допустить дальнейшего снижения уровня социальной защиты работников, Федерация профсоюзов Украины своим постановлением от 31.10.2022 года предложила членским организациям Федерации:
- принимать меры для выполнения обязательств сторон, предусмотренных в коллективных договорах и соглашениях в соответствии с действующим законодательством;
- направить работу на обеспечение работников надлежащими, здоровыми, безопасными условиями труда в соответствии с требованиями законодательных и нормативно-правовых актов по охране труда, добиваться выделения средств на мероприятия по охране труда в размере не менее 0,5 процента от фонда оплаты труда за предыдущий год или , если нормы Отраслевого соглашения предусматривают большие расходы, в соответствии с нормами Отраслевого соглашения.
- организовать работу в военное время под девизом: «Безопасный труд на производстве — помощь Вооруженным Силам Украины».
Как оформить расходы
На предприятии трудоохранные расходы рекомендуем оформить с помощью такого алгоритма:
1. Прежде всего внесите их в качестве составляющей перечня комплексных мероприятий по охране труда как приложение к коллективному договору. Если на предприятии коллективного договора нет, предусмотрите такой перечень в Положении об охране труда.
2. Подготовьте документацию, подтверждающую эти расходы. Например, перечень соответствующих мероприятий на календарный год, отчет уполномоченного лица о плановых и понесенных расходах и тому подобное. Формы таких документов законодательство не предусматривает, поэтому разработать и утвердить их нужно приказом руководителя.
3. Позаботьтесь, чтобы на предприятии должным образом хранили доказательства оплаты и проведения соответствующих мероприятий: счета-фактуры, чеки, квитанции, акты выполненных работ или оказанных услуг, расходные накладные и тому подобное.
Что ждет нарушителей
В соответствии с положениями ст. 43 Закона «Об охране труда» за несоблюдение норм расходов на охрану труда работодателя могут привлечь к ответственности.
В частности, если расходы на охрану труда составляют менее 0,5% фонда оплаты труда за предыдущий год, нарушителю придется заплатить штраф из расчета 25% от разницы между расчетной минимальной суммой затрат на охрану труда в отчетном периоде и фактической суммой этих расходов за такой период, но не более 5% среднемесячного фонда заработной платы за предыдущий год.
За неуплату или неполную уплату штрафа предусмотрена пеня на неуплаченную сумму штрафа или его части из расчета 120% годовых учетной ставки НБУ, действовавшей в период такой неуплаты, за каждый день просрочки.
Если на предприятии превышены нормы трудоохранных расходов — например, 2% от фонда оплаты труда — размер штрафа все равно нужно рассчитывать с минимального показателя — 0,5% от фонда оплаты труда. Именно такая сумма является расчетной минимальной суммой затрат на охрану труда в отчетном периоде.
Учитывая, что в законодательстве не определен механизм наложения этой финансовой санкции, на практике контролеры ее не применяют. Однако предприятию и его руководителю все же не избежать ответственности.
Невыполнение норматива расходов по охране труда относится к нарушению требований законодательства по охране труда и влечет наложение штрафа на должностных лиц предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности в размере от двадцати до сорока не облагаемых налогом минимумов доходов граждан.
Так направляет ст. 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях.
Следует также помнить, что в случае возбуждения уголовного дела в соответствии со ст. 271 Уголовного кодекса Украины за несоблюдение требований законодательства об охране труда должностным лицом предприятия, учреждения, организации или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего, виновные лица могут быть наказаны штрафом от одной тысячи до трех тысяч не облагаемых налогом минимумов доходов граждан или исправительными работами на срок до двух лет, или ограничением свободы на тот же срок.
Кроме того, предприятие также может быть привлечено и к финансовой ответственности за нарушение других требований трудового законодательства.
В целом, систему контроля за расходованием средств, выделенных на охрану труда на уровне предприятия, следует усовершенствовать таким образом, чтобы направить их по целевому назначению — на создание безопасных и безвредных условий труда. Это отражено и в законодательстве, которое обязывает работодателя обеспечивать выполнение необходимых профилактических мер в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. В условиях действия в Украине военного положения такой подход становится особенно оправданным.