Ответственность за нарушение законодательства об охране труда

RU UA
Автор
юрист-практик, експерт з питань охорони праці
Для повышения уровня правового сознания граждан и стимулирования правомерного поведения работников и работодателей в сфере безопасности труда предусмотрена ответственность за нарушение законодательства об охране труда. В зависимости от совершенного правонарушения виновные лица могут быть привлечены к материальной, дисциплинарной, административной или уголовной ответственности. Детальнее про то, какие существуют виды ответственности за нарушение трудового законодательства в 2021 году, — в статье.

Виды ответственности за нарушение или невыполнение требований законодательства об охране труда

Статьей 44 Закона Украины «Об охране труда» предусмотрено, что работники, виновные в нарушении законодательства об охране труда, несут уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность в случаях и в порядке согласно действующему законодательству.

Скачайте готовый образец Плана работы службы охраны труда

Уголовная ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Применяется за совершение вменяемым лицом, достигшим возраста, с которого наступает такая ответственность, общественно опасного деяния, содержащего состав преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Украины.

В Уголовном кодексе предусмотрена ответственность за такие виды преступлений, связанные с невыполнением правил по безопасности труда:

  • нарушение требований законодательства об охране труда (ст. 271);
  • нарушение правил безопасности во время выполнения работ повышенной опасности (ст. 272);
  • нарушение правил безопасности на взрывоопасных предприятиях или во взрывоопасных цехах (ст. 273);
  • нарушение правил ядерной или радиационной безопасности (ст. 274);
  • нарушение правил, касающихся безопасного использования промышленной продукции или безопасной эксплуатации зданий и сооружений (ст. 275).

Согласно ст. 271 УК за нарушение требований нормативно-правовых актов об охране труда должностным лицом предприятия или гражданином — субъектом предпринимательской деятельности, если это нарушение причинило вред здоровью потерпевшего, наступает ответственность в виде: штрафа от одной тысячи до трех тысяч необлагаемых минимумов доходов граждан или исправительных работ на срок до двух лет, или ограничение свободы на тот же срок.

То же деяние, если оно повлекло гибель людей или иные тяжкие последствия, наказывается исправительными работами на срок до двух лет или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

Статья 271 УК распространяется на нарушения общих правил охраны труда, предусмотренных соответствующими нормативно-правовыми актами, в том числе ведомственными, а также актами предприятий, обеспечивающих безопасность лиц, связанных с производством.

Под производством понимается любая деятельность предприятия или гражданина – субъекта предпринимательской деятельности, в основе функционирования которой лежит труд человека, направленная на получение общественно-полезного результата.

Примером нарушения требований по охране труда по этой статье может быть:

  • распоряжение руководителя о проведении определенных работ во вредных для здоровья условиях или с использованием ненадлежащего оборудования или инструментов;
  • необеспечение работника средствами индивидуальной защиты;
  • допуск к работе лиц, не имеющих соответствующей подготовки, которые не были проинструктированы по вопросам охраны труда и др.

Нарушения специальных правил безопасности, касающихся выполнения работ повышенной опасности, ст. 271 УК Украины не охватываются и требуют квалификации согласно ст.ст. 272—275 Уголовного кодекса.

Штрафы за нарушение законодательства о труде в 2020 году
Ирина Шкаровскаяадвокат, постоянный автор статей и лектор вебинаров на темы законодательства об охране труда про
Субъектам хозяйствования нужно знать не только о том, как подготовиться к приезду инспекторов, а также

Административная ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Кодексом Украины об административных правонарушениях предусмотрено, что административным правонарушением (проступком) признается противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, посягающее на общественный порядок, собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления и за которое законом предусмотрена административная ответственность. Административная ответственность наступает, если соответствующие нарушения по своему характеру не влекут за собой уголовной ответственности (ст. 9 КоАП).

За административные правонарушения в области охраны труда и безопасности производства настоящим Кодексом установлена ​​административная ответственность в случаях:

  • нарушения требований законодательства о труде и об охране труда (ст. 41 КоАП);
  • нарушения требований законодательных и других нормативных актов по безопасному ведению работ в отраслях промышленности (ст. 93 КоАП);
  • нарушения требований законодательных и других нормативных актов о хранении, использовании и учете взрывчатых материалов в отраслях промышленности (ст. 94 КоАП);
  • невыполнения законных требований центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны труда (ст. 1884 КУоАП).

В частности, ч. 5 ст. 41 КоАП установлено, что нарушение требований законодательных и других нормативных актов об охране труда влечет наложение штрафа на работников в размере от четырех до десяти НМДГ.

За такое же правонарушение на должностных лиц предприятий независимо от форм собственности и граждан — субъектов предпринимательской деятельности налагается штраф от двадцати до сорока НМДГ.

В случае нарушения установленного порядка уведомления (предоставление информации) центральному органу исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере охраны труда, о несчастном случае на производстве предусмотрено наложение штрафа на должностных лиц предприятий, физических лиц — предпринимателей, которые используют наемный труд, и на физических лиц, не имеющих статуса предпринимателей и использующих наемный труд, от двадцати до пятидесяти НМДГ (ч. 6 ст. 41 КоАП).

В соответствии со ст. 231 КУоАП право на рассмотрение дел об административных правонарушениях в области охраны труда и наложение административных взысканий положено (в зависимости от правонарушения и размера предполагаемого взыскания) на:

  • государственных инспекторов;
  • главных государственных инспекторов, начальников инспекций центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны труда, и их заместителей;
  • руководителя центрального органа исполнительной власти, реализующего государственную политику в сфере охраны труда, и его заместителей.

Также уполномоченные на то должностные лица указанных органов имеют право составлять протоколы о совершении таких правонарушений (ст. 255 КУоАП).

Нужно иметь в виду, что административное взыскание может быть наложено не позднее чем через два месяца со дня совершения правонарушения, а при правонарушении, которое продолжается, — не позднее чем через два месяца со дня его обнаружения, за исключением случаев, когда дела об административных правонарушениях в соответствии с Кодексом подведомственны суду.

В случае закрытия уголовного производства, но при наличии в действиях нарушителя признаков административного правонарушения, административное взыскание может быть наложено не позднее чем через три месяца со дня принятия решения о закрытии уголовного производства (ст. 38 КоАП).

Проверяем состояние охраны труда на предприятии. Перечень документов

Материальная ответственность работника за нарушение законодательства об охране труда на предприятии

Общие правила применения к работникам материальной ответственности за ущерб, причиненный предприятию, в том числе и за нарушение законодательства по охране труда и безопасности производства, установлены в ст.ст. 130–138 главы ІХ Кодекса законов о труде Украины.

Работники несут материальную ответственность за ущерб, причиненный предприятию виновными противоправными действиями (бездействием) вследствие нарушения возложенных на них трудовых обязанностей. Эта ответственность, как правило, ограничивается определенной частью заработка работника и не должна превышать полного размера причиненного ущерба.

Обратите внимание!

Материальная ответственность может быть возложена независимо от привлечения работника к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ст. 130 КЗоТ).

Возмещение ущерба работниками в размере, не превышающем среднего месячного заработка, производится по распоряжению собственника или уполномоченного им органа, которое должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее семи дней со дня сообщения об этом работнику. Если работник не согласен с вычетом или его размером, трудовой спор по его заявлению рассматривается в порядке, предусмотренном законодательством. В остальных случаях возмещение ущерба производится путем предъявления собственником или уполномоченным им органом иска в суд (ст. 136 КЗоТ).

Дисциплинарная ответственность за нарушение требований законодательства об охране труда

Что касается вопроса дисциплинарной ответственности, то общий порядок ее применения урегулирован ст.ст. 139—152 главы Х Кодекса законов о труде Украины.

Больше про ответственность за нарушение законодательства об охране труда

Штрафы за нарушение законодательства об охране труда в 2021 году

В статьях Уголовного кодекса размер штрафа определяется кратно необлагаемому минимуму доходов граждан.

Согласно п. 5 подраздела XX Налогового кодекса Украины, если нормы законов содержат ссылки на НМДГ, то используется сумма в размере 17 грн, кроме норм административного и уголовного законодательства в части квалификации преступлений, для которых сумма необлагаемого минимума устанавливается на уровне налоговой социальной льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 раздела IV этого Кодекса для соответствующего года.

Указанной статьей Налогового кодекса налоговая социальная льгота определена в размере, равном 50 процентам размера прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленного законом на 1 января отчетного налогового года, — для любого плательщика налога.

Важно!

Согласно Закону Украины «О Государственном бюджете на 2021 год» прожиточный минимум в расчете на месяц для трудоспособных лиц установлен с 1 января 2021 в размере 2270 грн.

Таким образом, необлагаемый минимум доходов граждан для расчета при применении санкций в соответствии с нормами уголовного и административного законодательства с января 2021 составит 1135 грн.

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді