Порядок проведения проверки субъектов хозяйствования

Автор
адвокат
Инспекторы Гоструда имеют право контролировать, как субъекты хозяйствования придерживаются законодательства по вопросам охраны труда путем плановых и внеплановых проверок. В статье расскажем, как подготовиться к визиту контролеров и как проверяют соблюдение законодательства в сфере охраны труда.

 

 

Что нужно знать до начала проверки

Полномочия Гоструда определены в Положении о Государственной службе Украины по вопросам труда, утвержденном постановлением КМУ от 11.02.2015 № 96. Инспекторы ведомства осуществляют меры контроля, в частности:

  • в сфере гигиены труда; деятельности, связанной с объектами повышенной опасности и потенциально опасными объектами, по вопросам проведения идентификации и декларирования безопасности объектов повышенной опасности;
  • за соблюдением законодательства в сфере охраны труда по безопасному ведению работ, промышленной безопасности; качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Проверки бизнеса в 2021 году: на что обратить внимание предпринимателям

Трудоохранные проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановые проверки субъектов хозяйствования осуществляют по заранее объявленному графику. Гоструда должна письменно уведомить руководство предприятия о плановой проверке не позднее чем за 10 дней до ее начала. Предприятие имеет право не допускать контролеров к проверке, если оно не получило уведомления.

Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным в ст. 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V (далее — Закон № 877).

Плановые и внеплановые мероприятия осуществляются в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное его правилами внутреннего трудового распорядка.

Как указывает ч. 5 ст. 7 Закона № 877, до начала проверки контролеры Гоструда должны предъявить руководителю предприятия или уполномоченному им лицу:

  • удостоверение (направление) на проверку (копию документа передают субъекту хозяйствования);
  • служебное удостоверение.

Субъект хозяйствования имеет право не допускать контролеров к проверке, а начатую проверку прекратить, если не получил уведомление о плановой проверке в соответствии с законом или если нарушены требования по периодичности проверок или их продолжительность превышает предельные сроки.

Обратите внимание!

Вы можете позвонить в орган контроля и проверить наличие соответствующих полномочий лица, производящего проверку. Если проверка является внеплановой, контролеры должны ознакомить предприятие с ее основаниями.

Контроллер должен внести запись о проверке в журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) при его наличии на предприятии. Если он отказывается это сделать, вы можете не допустить его к проверке.

Перечень вопросов, на которые обращают внимание контролеры при проверке

Чтобы подтвердить работу предприятия в области безопасности и гигиены труда, следует иметь документацию по таким основным вопросам: аттестация рабочих мест по условиям труда, гигиена труда и безопасное ведение работ, промышленная безопасность.

Обычно во время трудоохранной проверки контроллеры проверяют:

  • функционирование системы управления охраной труда;
  • проведение обучения, инструктажей и проверки знаний по вопросам охраны труда;
  • правильность заключения трудовых и коллективных договоров;
  • осведомленность работников об условиях труда, наличии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов;
  • соблюдение трудоохранных нормативов при организации рабочих мест работников;
  • соблюдение законодательства при проведении медицинских осмотров отдельных категорий работников;
  • обеспечение работников спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты, моющими и обеззараживающими средствами, лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой;
  • предоставление льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда;
  • соблюдение прав отдельных категорий работников — женщин, беременных, несовершеннолетних, лиц с инвалидностью и т. д.;
  • проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с законодательством;
  • правильность расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий;
  • соблюдение сроков периодических технических осмотров и испытаний машин, механизмов, оборудования, контрольно-измерительных приборов и т.д.; наличие записей в паспортах в соответствии с нормативно-правовыми актами и отметок на самом оборудовании;
  • обеспечение мер для защиты персонала от поражения электрическим током, а также от возникновения статического электричества при использовании легковоспламеняющихся веществ;
  • использование средств механизации при выполнении тяжелых, травмоопасных работ;
  • выполнение технологических норм размещения оборудования, ширины проходов и проездов, чтобы обеспечить безопасность при обслуживании оборудования;
  • соблюдение требований по расходам на охрану труда. Они должны быть не менее 0,5% от фонда оплаты труда за предыдущий год.

Службе охране труда нужно обратить особое внимание на то, все ли несчастные случаи на производстве расследовали и взяли на учет, а также на наличие актов расследования и отметок в них о выполнении запланированных мероприятий.

Удостоверьтесь, что в производственных структурных подразделениях есть в наличии:

  • журналы учета выдачи нарядов-допусков на выполнение работ повышенной опасности;
  • плакаты, знаки безопасности, планы эвакуации, средства пожаротушения, информационные стенды по охране труда;
  • сигнальные цвета, нанесенные на оборудование и трубопроводы.

Як відбувається перевірка підприємств Для того, чтобы перед проверкой быть уверенным в том, что состояние проведенной работы в области охраны труда соответствует законодательству, работодателю целесообразно провести аудит охраны труда.

Создание службы охраны труда на предприятии
Валерий Бунчукинженер по охране труда ООО «Лайф», Киев
Контроль за состоянием охраны труда должны осуществлять руководители и ответственные лица всех уровней управления производством. Помогут его должным образом организовать пять уникальных приложений, которые разработал специалист в сфере охраны труда Вам в помощь

Права субъектов хозяйствования при проверке

Руководителям предприятий нужно знать о своих правах, предусмотренных законодательством. Это, в частности, право:

  • быть информированным о своих правах и обязанностях;
  • требовать от контролеров соблюдать законодательство;
  • проверять наличие у проверяющих служебного удостоверения и удостоверения (направления) на проверку и получать копию последнего документа;
  • не допускать контролеров к проверке, а начатую проверку требовать прекратить в случаях, предусмотренных ст. 10 Закона № 877.

Важно помнить, что права обычно идут в комплексе с обязанностями. В частности, субъект хозяйствования обязан:

  • допускать проверяющих к проверке при условии, что они соблюдают порядок ее проведения;
  • выполнять требования органа контроля по устранению выявленных нарушений законодательства;
  • предоставлять документы, образцы продукции, объяснения в объеме, который предприятие считает необходимым, справки, ведомости, материалы, касающиеся предмета проверки;
  • получать экземпляр акта и/или предписания по результатам проверки.

Какую документацию оформляют по результатам проверки

По результатам проверки контроллер составляет акт, который должен содержать следующие сведения:
  • дата составления акта;
  • тип мероприятия — плановое или внеплановое;
  • форма мероприятия — проверка, ревизия, обследование, осмотр и тому подобное;
  • предмет государственного надзора (контроля);
  • наименование органа государственного надзора (контроля), а также должность, ФИО должностного лица, проводившего мероприятие;
  • наименование юридического лица или ФИО физического лица — предпринимателя, в отношении деятельности которых проводили мероприятие.

Что лучше: не подписывать акт, или подписывать его с замечаниями?

В акте контроллер отмечает состояние выполнения требований законодательства, а если предприятие их не выполняет — детальное описание нарушения со ссылкой на соответствующую законодательную норму.

Два экземпляра акта подписывают должностные лица органа контроля, проводившие мероприятие, и руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Если субъект хозяйствования не согласен с актом, он подписывает этот документ с замечаниями. Такие замечания являются обязательной частью акта.

Один экземпляр акта предоставляют предприятию в последний день проверки, а второй — сохраняет орган контроля.

Согласно акту, составленному по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, орган контроля при наличии оснований для полной или частичной остановки производства, реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, обращается с соответствующим иском в административный суд.

При необходимости принять другие меры реагирования орган контроля в течение пяти рабочих дней со дня окончания проверки составляет предписание, распоряжение, другой распорядительный документ об устранении выявленных нарушений.

Як відбувається перевірка підприємствПомните! Согласно ч. 11 ст. 7 Закона № 877, если предприятие выполнит в полном объеме и в установленный срок предписание, распоряжение, решение, другой распорядительный документ об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, финансовые и административные санкции, меры реагирования к нему, его должностным лицам не применяют.

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді