Порядок проведения проверки субъектов хозяйствования
Что нужно знать до начала проверки
Полномочия Гоструда определены в Положении о Государственной службе Украины по вопросам труда, утвержденном постановлением КМУ от 11.02.2015 № 96. Инспекторы ведомства осуществляют меры контроля, в частности:
- в сфере гигиены труда; деятельности, связанной с объектами повышенной опасности и потенциально опасными объектами, по вопросам проведения идентификации и декларирования безопасности объектов повышенной опасности;
- за соблюдением законодательства в сфере охраны труда по безопасному ведению работ, промышленной безопасности; качеством проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
Проверки бизнеса в 2021 году: на что обратить внимание предпринимателям
Трудоохранные проверки бывают плановыми и внеплановыми. Плановые проверки субъектов хозяйствования осуществляют по заранее объявленному графику. Гоструда должна письменно уведомить руководство предприятия о плановой проверке не позднее чем за 10 дней до ее начала. Предприятие имеет право не допускать контролеров к проверке, если оно не получило уведомления.
Внеплановые проверки проводятся по основаниям, предусмотренным в ст. 6 Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V (далее — Закон № 877).
Плановые и внеплановые мероприятия осуществляются в рабочее время субъекта хозяйствования, установленное его правилами внутреннего трудового распорядка.
Как указывает ч. 5 ст. 7 Закона № 877, до начала проверки контролеры Гоструда должны предъявить руководителю предприятия или уполномоченному им лицу:
- удостоверение (направление) на проверку (копию документа передают субъекту хозяйствования);
- служебное удостоверение.
Субъект хозяйствования имеет право не допускать контролеров к проверке, а начатую проверку прекратить, если не получил уведомление о плановой проверке в соответствии с законом или если нарушены требования по периодичности проверок или их продолжительность превышает предельные сроки.
Контроллер должен внести запись о проверке в журнал регистрации мероприятий государственного надзора (контроля) при его наличии на предприятии. Если он отказывается это сделать, вы можете не допустить его к проверке.
Перечень вопросов, на которые обращают внимание контролеры при проверке
Чтобы подтвердить работу предприятия в области безопасности и гигиены труда, следует иметь документацию по таким основным вопросам: аттестация рабочих мест по условиям труда, гигиена труда и безопасное ведение работ, промышленная безопасность.
Обычно во время трудоохранной проверки контроллеры проверяют:
- функционирование системы управления охраной труда;
- проведение обучения, инструктажей и проверки знаний по вопросам охраны труда;
- правильность заключения трудовых и коллективных договоров;
- осведомленность работников об условиях труда, наличии на рабочем месте опасных и вредных производственных факторов;
- соблюдение трудоохранных нормативов при организации рабочих мест работников;
- соблюдение законодательства при проведении медицинских осмотров отдельных категорий работников;
- обеспечение работников спецодеждой, другими средствами индивидуальной защиты, моющими и обеззараживающими средствами, лечебно-профилактическим питанием, молоком или другими равноценными пищевыми продуктами, газированной соленой водой;
- предоставление льгот и компенсаций за тяжелые и вредные условия труда;
- соблюдение прав отдельных категорий работников — женщин, беременных, несовершеннолетних, лиц с инвалидностью и т. д.;
- проведение аттестации рабочих мест по условиям труда в соответствии с законодательством;
- правильность расследования несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий;
- соблюдение сроков периодических технических осмотров и испытаний машин, механизмов, оборудования, контрольно-измерительных приборов и т.д.; наличие записей в паспортах в соответствии с нормативно-правовыми актами и отметок на самом оборудовании;
- обеспечение мер для защиты персонала от поражения электрическим током, а также от возникновения статического электричества при использовании легковоспламеняющихся веществ;
- использование средств механизации при выполнении тяжелых, травмоопасных работ;
- выполнение технологических норм размещения оборудования, ширины проходов и проездов, чтобы обеспечить безопасность при обслуживании оборудования;
- соблюдение требований по расходам на охрану труда. Они должны быть не менее 0,5% от фонда оплаты труда за предыдущий год.
Службе охране труда нужно обратить особое внимание на то, все ли несчастные случаи на производстве расследовали и взяли на учет, а также на наличие актов расследования и отметок в них о выполнении запланированных мероприятий.
Удостоверьтесь, что в производственных структурных подразделениях есть в наличии:
- журналы учета выдачи нарядов-допусков на выполнение работ повышенной опасности;
- плакаты, знаки безопасности, планы эвакуации, средства пожаротушения, информационные стенды по охране труда;
- сигнальные цвета, нанесенные на оборудование и трубопроводы.
Для того, чтобы перед проверкой быть уверенным в том, что состояние проведенной работы в области охраны труда соответствует законодательству, работодателю целесообразно провести аудит охраны труда.
Права субъектов хозяйствования при проверке
Руководителям предприятий нужно знать о своих правах, предусмотренных законодательством. Это, в частности, право:
- быть информированным о своих правах и обязанностях;
- требовать от контролеров соблюдать законодательство;
- проверять наличие у проверяющих служебного удостоверения и удостоверения (направления) на проверку и получать копию последнего документа;
- не допускать контролеров к проверке, а начатую проверку требовать прекратить в случаях, предусмотренных ст. 10 Закона № 877.
Важно помнить, что права обычно идут в комплексе с обязанностями. В частности, субъект хозяйствования обязан:
- допускать проверяющих к проверке при условии, что они соблюдают порядок ее проведения;
- выполнять требования органа контроля по устранению выявленных нарушений законодательства;
- предоставлять документы, образцы продукции, объяснения в объеме, который предприятие считает необходимым, справки, ведомости, материалы, касающиеся предмета проверки;
- получать экземпляр акта и/или предписания по результатам проверки.
Какую документацию оформляют по результатам проверки
- дата составления акта;
- тип мероприятия — плановое или внеплановое;
- форма мероприятия — проверка, ревизия, обследование, осмотр и тому подобное;
- предмет государственного надзора (контроля);
- наименование органа государственного надзора (контроля), а также должность, ФИО должностного лица, проводившего мероприятие;
- наименование юридического лица или ФИО физического лица — предпринимателя, в отношении деятельности которых проводили мероприятие.
Что лучше: не подписывать акт, или подписывать его с замечаниями?
В акте контроллер отмечает состояние выполнения требований законодательства, а если предприятие их не выполняет — детальное описание нарушения со ссылкой на соответствующую законодательную норму.
Два экземпляра акта подписывают должностные лица органа контроля, проводившие мероприятие, и руководитель предприятия или уполномоченное им лицо. Если субъект хозяйствования не согласен с актом, он подписывает этот документ с замечаниями. Такие замечания являются обязательной частью акта.
Один экземпляр акта предоставляют предприятию в последний день проверки, а второй — сохраняет орган контроля.
Согласно акту, составленному по результатам проверки, в ходе которой выявлены нарушения законодательства, орган контроля при наличии оснований для полной или частичной остановки производства, реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг, обращается с соответствующим иском в административный суд.
При необходимости принять другие меры реагирования орган контроля в течение пяти рабочих дней со дня окончания проверки составляет предписание, распоряжение, другой распорядительный документ об устранении выявленных нарушений.
Помните! Согласно ч. 11 ст. 7 Закона № 877, если предприятие выполнит в полном объеме и в установленный срок предписание, распоряжение, решение, другой распорядительный документ об устранении нарушений, выявленных в ходе проверки, финансовые и административные санкции, меры реагирования к нему, его должностным лицам не применяют.