Проверка субъектов хозяйствования

Автор
юрист-практик, експерт з питань охорони праці
Проверка субъектов хозяйствования органами государственной власти — это нередко повод для беспокойства, как бы совершенно не выполнялись на предприятии требования охраны труда. Чтобы избежать лишних опасений, узнайте о видах проверок, порядке их проведения, а также о том, как будет происходить проверка предприятий в Украине в 2021 году.

 

Проверка предприятий контролирующими органами в 2021 году

 

 

Проверка — это документальное и фактическое выяснение комплекса вопросов (или отдельных вопросов), относящихся к полномочиям представителя контролирующего органа, в ходе которого устанавливают факты соблюдения и/или нарушения требований законодательства и должностных лиц, виновных в допущении этих нарушений.

Проверке подлежат как субъекты хозяйствования (юридические или физические лица, использующие наемный труд), так и производственные объекты (производственные участки, сооружения, машины, механизмы).

Как происходит проверка предприятий по охране труда

Субъекты хозяйствования имеют право без ограничений самостоятельно осуществлять хозяйственную деятельность, не противоречащую законодательству. Однако в целях защиты жизни и здоровья людей и природной среды государство осуществляет меры контроля за качеством и безопасностью продукции и всех видов услуг и работ.

Правовая плоскость, в которой действуют государственные контролирующие органы, установлена Хозяйственным кодексом Украины. Статьей 19 Кодекса определены направления осуществления государством контроля и надзора за деятельностью хозяйствующих субъектов в отдельных сферах.

Важным этапом в формировании целостной общегосударственной системы контроля стало принятие рамочного Закона Украины «Об основных принципах государственного надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности» от 05.04.2007 № 877-V (далее — Закон № 877-V).

Этим актом, в частности, урегулированы вопросы по оформлению распорядительных документов при проверках (ст. 7), объему полномочий и обязанностей органа государственного контроля (ст. 8), отбору образцов продукции (ст. 13-16), назначении экспертизы (ст. 17) и др.

Действие Закона № 877-V распространяется на всех субъектов хозяйствования и на все государственные органы, осуществляющие проверки. Исключение составляют те сферы деятельности, которые определены ст. 2 документа.

Следует отметить, что согласно абз. 7 ч. 4 ст. 4 Закона № 877-V государственный орган не может осуществлять надзор, если закон прямо не уполномочивает его на осуществление государственного надзора в определенной сфере хозяйственной деятельности и не определяет полномочия такого органа при осуществлении контрольных полномочий.

 
Проверяем состояние охраны труда на предприятииА у Вас есть все необходимые документы?

Виды проверок субъектов хозяйствования

Существует два типа мероприятий государственного надзора (контроля) — плановый и внеплановый (ст. 5, 6 Закона № 877-V), которые могут различаться по видам (проверка, ревизия, обследование, осмотр и т.п.). Выясним, каким образом инспекторы Гоструда проводят плановые и внеплановые проверки. 

Вы должны это знать!

Как плановые, так и внеплановые мероприятия на предприятии должны осуществляться в присутствии руководителя или уполномоченного им лица (ч. 11 ст. 4 Закона № 877-V). Уплата штрафа не освобождает предприятие от обязанности устранить нарушения, касающиеся охраны труда.

Перед началом осуществления проверки должностное лицо органа государственного контроля вносит запись в журнал регистрации проверок, при условии, что он есть у субъекта хозяйствования.

Организация проведения проверок субъектов хозяйствования
Ирина Шкаровскаяадвокат, постоянный автор статей и лектор вебинаров на темы законодательства об охране труда
Субъектам хозяйствования нужно знать не только о том, как подготовиться к приезду инспекторов, а также

Плановые проверки

Плановые проверки субъектов хозяйствования осуществляются в соответствии с заранее объявленным графиком.

План осуществления комплексных мероприятий государственного надзора на соответствующий плановый период для всех органов государственного надзора утверждается и публикуется центральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику по вопросам надзора (контроля) в сфере хозяйственной деятельности. Соответствующие сведения вносятся в интегрированную автоматизированную систему до 15 ноября года, предшествующего плановому.

Конкретные плановые мероприятия государственного надзора (контроля) осуществляются в соответствии с годовыми планами, которые утверждаются соответствующими органами государственного надзора.

Государственный горный надзор, надзор в сфере промышленной безопасности, охраны труда, гигиены труда, надзор за обращением со взрывчатыми материалами, надзор и контроль за соблюдением положений законодательства о труде, занятости населения, об общеобязательном государственном социальном страховании — компетенция Государственной службы Украины по вопросам труда. Она действует на основании Положения, утвержденного постановлением КМУ от 11.02.2015 № 96.

Гоструда осуществляет три направления надзора:

  • за соблюдением законодательства о труде;
  • за охраной труда;
  • в сфере гигиены труда.

Все субъекты хозяйствования, подлежащие надзору (контролю), с учетом значения приемлемого риска относятся к одной из трех степеней риска: высокий, средний или незначительный. Согласно ч. 2 ст. 5 Закона № 877-V в зависимости от степени риска органом государственного надзора определяется периодичность проведения плановых мероприятий государственного надзора.

Постановлением КМУ от 10.05.2018 № 342 утверждены критерии, по которым оценивается степень риска от осуществления хозяйственной деятельности. Соответственно, предприятия, степень риска которых оценивается:

  • от 41 до 100 баллов — относятся к высокой;
  • от 21 до 40 баллов — относятся к средней;
  • до 20 баллов — относятся к незначительной степени риска.

Надзор за субъектами хозяйствования, деятельность которых отнесена к высокой степени риска, осуществляется не чаще одного раза в два года, к средней степени риска — не чаще одного раза в три года, к незначительной степени риска — не чаще одного раза в пять лет.

Более подробно вопросы по планированию и проведению мероприятий государственного надзора (контроля) в 2021 году разъяснены в письме ГРС Украины от 15.10.2020.

Комплексні заходи з охорони праці Какая ответственность предусмотрена за нарушение законодательства об охране труда

Внеплановые проверки

При проведении внепланового мероприятия выясняются только те вопросы, необходимость проверки которых стала основанием для осуществления этого мероприятия, с обязательным указанием этих вопросов в удостоверении (направлении) на проведение проверки.

 

Внеплановые проверки проводятся, если (ст. 6 Закона № 877-V):

  • предприятие подало письменное заявление в орган государственного надзора (контроля) о проведении мероприятия государственного надзора (контроля) по его желанию;
  • проверяющие обнаружили и подтвердили недостоверность данных в документах обязательной отчетности, представленных предприятием;
  • проверяется выполнение предприятием предписания, распоряжения или других распорядительных документов о необходимости устранения нарушений законодательства, изданных по результатам проведения предыдущего мероприятия органом государственного надзора (контроля);
  • физическое лицо обратилось с жалобой на предприятие о нарушении его законных прав и представило документы или их копии, подтверждающие такие нарушения. Внеплановое мероприятие в этом случае проводится только в том случае, если имеется согласие центрального органа исполнительной власти на его проведение;
  • предприятие не представило документы обязательной отчетности за два отчетных периода подряд без уважительных причин или без письменных объяснений о причинах, помешавших представить такие документы;
  • имеется поручение Премьер-министра Украины о проверке предприятия в определенной сфере из-за выявленных систематических нарушений и/или наступления события, оказывающего неблагоприятное воздействие на права, законные интересы, жизнь и здоровье человека, защиту окружающей среды и обеспечение безопасности государства;
  • произошла авария, пострадавший умер от несчастного случая или профессионального заболевания, связанного с деятельностью предприятия;
  • поступило обращение от должностных лиц органов местного самоуправления о нарушении субъектом хозяйствования требований законодательства в случаях, когда право на подачу такого обращения предусмотрено законом.

Внимание!

Внеплановые проверки не могут длиться больше, чем 10 рабочих дней, а в случае субъектов малого предпринимательства — 2 рабочих дней. Продлевать срок проведения внеплановых проверок запрещено (ч. 4 ст. 6 Закона № 877-V).

Субъекту хозяйствования запрещается осуществлять любые действия, препятствующие проведению проверки государственным инспектором. В случае создания препятствий проведению проверки государственный инспектор имеет право обратиться в правоохранительные органы для принятия ими соответствующих мер.

От какой даты отсчитывать 10 дней до проверки Гоструда

Акт проверки субъекта хозяйствования

По результатам планового или внепланового мероприятия должностное лицо органа государственного надзора (контроля) составляет акт, который должен содержать такие данные:

  • дату составления акта;
  • тип мероприятия (плановое или внеплановое);
  • форма мероприятия (проверка, ревизия, обследование, осмотр и т.п.);
  • предмет государственного надзора (контроля);
  • наименование органа государственного надзора (контроля), а также должность, фамилия, имя и отчество должностного лица, осуществившего мероприятие;
  • наименование юридического лица или фамилия, имя и отчество физического лица – предпринимателя, в отношении деятельности которых осуществлялось мероприятие.

Должностное лицо органа государственного надзора (контроля) отмечает в акте состояние выполнения требований законодательства субъектом хозяйствования, а в случае невыполнения — детальное описание выявленного нарушения со ссылкой на соответствующее требование законодательства.

Если субъект хозяйствования не согласен с актом, он подписывает акт с замечаниями.

Один экземпляр акта вручается руководителю или уполномоченному лицу субъекта хозяйствования — юридического лица, его обособленного подразделения, физическому лицу — предпринимателю или уполномоченному им лицу в последний день мероприятия государственного надзора (контроля), а второй хранится в органе государственного надзора (контроля).

Статичний блок для статей

Останні новини

Усі новини

Гарячі запитання

Усі питання і відповіді