Как создать службу охраны труда
Как создать службу охраны труда
Основная цель создания службы охраны труда на предприятии — организация выполнения правовых, организационно-технических, санитарно-гигиенических, социально-экономических и лечебно-профилактических мероприятий, направленных на предотвращение несчастных случаев, профессиональных заболеваний и аварий. Это предусмотрено Законом «Об охране труда» от 14.10.1992 № 2694-XII.
Как организовать работу службы охраны труда на малых и средних предприятиях
Порядок создания службы охраны труда на предприятии регламентирован Типовым положением о службе охраны труда, утвержденным приказом Госнадзорохрантруда Украины от 15.11.2004 № 255 (далее — Типовое положение).
Необходимость создания службы охраны труда на предприятии зависит от количества работников. Так, статьей 15 Закона «Об охране труда» предусмотрено:
- если на предприятии работает 50 и более человек, то работодатель должен создать службу охраны труда в соответствии с требованиями Типового положения;
- если на предприятии менее 50 работников — функции службы охраны труда могут выполнять по совместительству лица с соответствующей подготовкой. На предприятиях, где работает менее 20 человек, для выполнения функций службы охраны труда можно привлекать сторонних специалистов с соответствующей подготовкой на условиях договора.
Организация службы охраны труда на предприятии начинается с правильной подготовки документов. Прежде всего нужно издать комплексный приказ о создании службы охраны труда на предприятии. Кроме того, работодателю необходимо:
- утвердить положения: Положение о службе охраны труда предприятия, о системе управления охраной труда, о проведении обучения по вопросам охраны труда, другие соответствующие нормативные акты, с учетом специфики работы предприятия и требований законодательства;
- разработать и утвердить приказом по предприятию должностную инструкцию руководителя и должностную инструкцию работника (ов) службы охраны труда;
- наладить ведение нормативной, технической и другой документации по вопросам охраны труда и ее надлежащее хранение;
- обеспечить создание на предприятии кабинета охраны труда для проведения обучения, инструктажей, семинаров, лекций и т.п..
Служба охраны труда подчиняется непосредственно работодателю. Вопрос назначения лиц, которые будут выполнять функции службы охраны труда на предприятии, решается по усмотрению работодателя с учетом требований норм Закона «Об охране труда» и Типового положения.
Права и обязанности работников СОП
В установленном законодательством порядке работники службы охраны труда проходят обучение и проверку знаний по вопросам охраны труда — при приеме на работу и периодически один раз в три года.
Если специалист службы охраны труда выявил нарушения охраны труда, то он имеет право выдать руководителю структурного подразделения предприятия предписание с требованием устранить недостатки, которое является обязательным для исполнения. Такое предписание может отменить только работодатель.
Предписание специалиста по ОТ составляют в двух экземплярах, один из которых выдают руководителю работ, объекта, цеха, второй оставляют и регистрируют в СОТ. Предписание хранят в течение пяти лет.
Кроме того, специалист службы охраны труда вправе требовать отстранить от работы работника, не прошедшего медосмотр, обучение, инструктаж, проверку знаний и не имеющего допуска к работам, или не выполняющего требований нормативно-правовых актов по охране труда. Также он может направить работодателю представление о привлечении к ответственности должностных лиц и работников, нарушающих требования охраны труда.
Если выявлено нарушение, угрожающее жизни или здоровью работников, специалист службы охраны труда имеет право остановить работу производства, участка, машин, механизмов, оборудования и других средств производства.
Ликвидировать службу охраны труда можно только в случае ликвидации предприятия или прекращения использования наемного труда физическим лицом.