Стажировка водителей колесных транспортных средств
Стажировка водителей колесных транспортных средств
Узнайте больше о стажировке водителей транспортных средств
Как организовать стажировку водителей, определяет Порядок проведения инструктажей и стажировки водителей колесных транспортных средств, утвержденный приказом Минтранса от 05.08.2008 № 975 (далее — Порядок № 975). Действие этого документа распространяется на автомобильных перевозчиков независимо от организационно-правовых форм и форм собственности при условии, что их колесные транспортные средства участвуют в дорожном движении.
Продолжительность стажировки по практическому управлению соответствующим транспортным средством составляет минимум 30 часов.
Кроме того, стажировку также организуют для лиц, которых переводят на новые для них марки транспортных средств. В таком случае практические занятия проводят не менее чем в течение 8 часов.
Если новопринятый водитель на предыдущем месте работы руководил аналогичным КТС, то достаточно провести для него только контрольную поездку под руководством водителя-инструктора (п. 3.9 Порядка № 975).
Помните, с водителем, которого принимают на постоянную или временную работу, нужно провести вводный инструктаж. Он обязателен независимо от стажа работы водителя, его квалификации, вида и особенностей перевозок, а также модели КТС, на котором будет работать водитель.
Кто организовывает стажировку водителей на предприятии
Стажировку водителей КТС организует служба безопасности дорожного движения предприятия или лицо, на которое возложены функции службы безопасности дорожного движения. Если предприятие не имеет возможности самостоятельно проводить стажировку водителей, оно заключает соответствующий договор с хозяйствующим субъектом, который проводит стажировку (п. 1.4 Порядка № 975).
Контроль за организацией стажировки водителей осуществляет руководитель предприятия (п. 1.6 Порядка № 975).
Обратите внимание! При стажировке тарифную ставку (должностный оклад) водителя, который проходит стажировку, выплачивают полностью, а доплаты (надбавки), премии — в зависимости от условий, определенных коллективным договором.
Программа стажировки предусматривает проверку и отработку навыков водителя по безопасной работе на транспортном средстве той марки или модели, которую за ним закрепят. Утверждает такую программу руководитель предприятия.
Обязательные разделы программы стажировки:
- работа на внутренней территории предприятия;
- работа на линии (маршруте);
- контрольная поездка.
Для водителей, принятых на работу с другого предприятия и руководивших аналогичным транспортным средством, проводят контрольную поездку. Во время такой поездки водитель демонстрирует умение управлять соответствующей маркой транспортного средства, соблюдать правила дорожного движения, условия перевозок, график и режим движения.
Кого назначают водителем-инструктором
Стажировку водителей проводят водители-инструкторы. Их назначают из числа водителей автотранспортных средств, работающих на предприятии. Их список утверждают ежегодно приказом по предприятию.
Основные требования к водителю-инструктору:
- имеет первый или второй класс квалификации;
- работает водителем не менее трех лет;
- не допускал нарушений Правил дорожного движения, которые привели к совершению дорожно-транспортных происшествий за последние два года;
- не нарушал трудовую и транспортную дисциплину за последний год;
- досконально знает устройство транспортного средства, Правила дорожного движения, Правила охраны труда на автомобильном транспорте и служебную инструкцию водителя автотранспортного средства;
- знает и владеет методами и приемами стажировки водителей.
Во время стажировки водитель-инструктор должен проверить и отработать навыки водителя по безопасной работе на КТС той марки или модели, которую за ним закрепят. В частности, водитель-инструктор знакомит водителей со следующими вопросами:
- изучение схемы движения пешеходов и транспорта по территории предприятия;
- предрейсовая подготовка машины и рабочего места;
- движение и разворот задним ходом;
- торможение и остановка на разных скоростях, включающих экстренную остановку в соответствии с условиями дорожного движения;
- движение в ночное время;
- использование зеркал заднего вида;
- выбор скорости движения, интервала, дистанции и радиуса поворота в зависимости от загрузки и габаритов КТС;
- предвидение появления опасных движущихся объектов, что может привести к ДТП;
- открывание и закрывание дверей салона на остановках, выполнение правил посадки и высадки пассажиров (для автобусов).
Водителей-инструкторов может быть несколько, например, если стажировку проводят на разных пассажирских маршрутах, где будет работать водитель.
Лист стажировки водителей
Водитель, направленный на контрольную поездку, получает лист стажировки. В нем указывают объем стажировки, выполнение программы стажировки, замечания по работе стажера.
Время начала и окончания работы во время стажировки указывают в листе стажировки, когда стажер проходит ежесменные предрейсовые и послерейсовые медицинские осмотры. Медицинский работник ставит штамп или подпись в графе «Время работы: начало, конец» и указывает дату и время проведения медосмотра.
После стажировки или контрольной поездки, по представлению водителя-инструктора, на предприятии решают допускать ли водителя к работе. Водитель-инструктор вправе внести предложения о продлении срока стажировки или отстранения от стажировки водителя, профессиональный уровень которого не отвечает требованиям безопасности при перевозке пассажиров или грузов.
Решение о допуске или недопуске водителя к работе на соответствующем КТС или продлении срока стажировки принимает должностное лицо по безопасности дорожного движения. Соответствующую запись делают в листе стажировки (п. 3.8, 3.12 Порядка № 975).
Листы стажировки передают в отдел кадров предприятия. После того, как проверят, правильно и полностью ли их заполнили, листы хранят там вместе с личным делом водителя.
Чтобы обжаловать решение о недопуске к работе по результатам стажировки, водитель должен обратиться с соответствующим заявлением к руководителю предприятия.